Официальный автомобильный рынок новых легковых автомобилей в сентябре 2022 года рухнул в 10 раз по сравнению с сентябрем 2021 года, и составил всего лишь 374 автомобиля, что на 90,4% меньше сентября 2021 года.
Об этом сообщил Сергей Самойло, член Правления Белорусской Автомобильной Ассоциации, исполнительный директор автомобильного холдинга Атлант‐М.
По утверждению Сергея Самойло дефицит автомобилей начал ощущаться уже в прошлом году. Продажи массовых марок составляли не более 400 автомобилей в месяц. В 2019 году этот показатель достигал 700.
«Нужно понимать, что официальный автомобильный рынок – это поставки автомобилей по официальным каналам от завода – к дилеру. Мы долгое время жили в мире цивилизованных прозрачных поставок, квот от заводов, дилерской сети, закупающей новые машины только напрямую от заводов. В период санкций и постепенного ухода с рынка (или временной «заморозки» деятельности) большинства марок очевидно, что львиная доля нынешних продаж новых (или почти новых, с небольшим пробегом) автомобилей – это те поставки, которые мы называем параллельным импортом, которые закупаются уже по другим каналам и привозятся в Беларусь с усложненной логистикой и другим ценообразованием. Количество таких поставок может в разы превышать официальные. И реальный объем рынка может быть и в два‐три раза выше»,— отмечает эксперт.
В ассоциации отмечают, что на рынке выросло число посредников, которые предлагают привезти автомобиль (и с пробегом, и новый (почти новый)) под заказ. На дорогах Беларуси встречается все больше автомобилей китайских брендов или моделей, которые раньше не продавали официальные дилеры. Эти автомобили были предназначены для других рынков.
Также возросло количество электромобилей, которые пока что отсутствуют в каналах официальных поставок в принципе (кроме Geely, стартовавшей продажи Geometry C, но пока не вышедшей на запланированный объем производства).
Если возвращаться к официальным данным, то тенденция последних месяцев не изменилась — с начала лета лидером продаж является марка Geely. В сентябре было реализовано 115 автомобилей этого бренда. По итогам 9 месяцев 2022 г. на рынке лидирует марка LADA – с результатом 3 573 автомобилей.
«По нашим прогнозам, продажи на рынке РБ в первом полугодии 2022 года и во втором полугодии 2022 года будут различаться в разы. И структура рынка по маркам зависит не столько от спроса, сколько от наличия и предложения – сложилась уникальная ситуация» — резюмирует Сергей Самойло.