По оценкам экспертов компании «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса», Минск столкнулся с переизбытком торговых площадей: арендные ставки для ритейлеров будут снижаться, операторы – «мигрировать», а приход мировых брендов первой величины откладывается минимум на год. Торговые центры Минска может ожидать «миграция» операторов.
На рынке наступило «время арендатора». Девелоперы уже испытывают сложности с привлечением операторов как в новые, так и в ранее построенные объекты с высоким уровнем вакантности. Большой объем предложения на рынке предоставил ритейлерам широкие возможности выбора помещений.
В текущем году тенденция сохранится — ожидается, что город прирастет на рекордные 200 тыс. кв.м торговых площадей. Тем самым предложение еще больше превысит спрос, что приведет к снижению ставок аренды. Давление на рынок также будут оказывать неопределенная макроэкономическая ситуация и процессы, протекающие в валютно-финансовой сфере.
Сейчас в Минске на тысячу жителей приходится около 190 кв.м площадей крупных торговых центров формата «fashion». Вакантность в таких объектах по итогам прошлого года варьировалась в пределах 5-7%. В ближайший год этот показатель закономерно возрастет.
Вместе с тем, помещения в знаковых объектах расходятся довольно быстро. «Спрос на торговые центры в первую очередь определяет не величина арендных ставок, а расположение объекта в местах интенсивных пешеходных потоков. Именно такие торговые центры представляют сейчас наибольший интерес», – пояснил Дмитрий Дробышев. В текущем году рынок могут захлестнуть «миграции» арендаторов.
Доходность проектов в сфере торговой недвижимости в Минске остается достаточно высокой. «Рентабельность проектов в 2015 году хотя и снизится, но незначительно – грамотное позиционирование объектов вместе с гибкой арендной политикой позволят девелоперам избежать больших потерь из-за простоя объекта», – считает эксперт.
Приход в Беларусь крупных брендовых сетей (Inditex, New Look, New Yorker и т.д.) переносится минимум на год. Белорусские девелоперы и ритейлеры будут стараться открывать брендовые магазины по франшизе. В первую очередь это касается владельцев крупных торговых центров, заполнить которые сложнее всего.
Насыщение рынка торговыми площадями вынуждает девелоперов идти на уступки. «На рынке возрастает популярность механизма формирования уровня арендных ставок в зависимости от объема оборота или уровня вакантности объекта. Рынок становится ближе к арендатору», — отметил представитель «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса».