Министерстве антимонопольного регулирования и торговли предлагает внести запретить интернет-торговлю подержанными вещами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, ссобщает БЕЛТА. О возможном влиянии данного решения на classified-сегмент интернет-рынка Беларуси расказали директор av.by Дмитрий Геранин и директор Куфар Артем Рабцевич.
Такое предложение содержится в проекте постановления Совета Министров, который вынесен на общественное обсуждение.
В частности, концерн «Беллегпром» инициировал дополнить перечень товаров, продажа которых не допускается при торговле по образцам, бывшими в употреблении одеждой и обувью. Как пояснили в МАРТ, при реализации таких товаров через интернет-магазины у покупателей нет возможности в полном объеме получить информацию об их состоянии и имеющихся недостатках по фотографиям или описаниям на сайте.
При этом покупатели, приобретая онлайн бывшие в употреблении товары по предварительной оплате, лишаются в дальнейшем возможности их возврата, так как в соответствии с п.2 ст.28 закона о защите прав потребителей эта категория товаров обмену и возврату не подлежат.
Пресс-секретарь ведомства Алина Гилевич обратила внимание, что предложение по запрету продажи подержанных вещей касается лишь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей. Физических лиц, которые торгуют своими вещами на различных площадках, эта норма не коснется, отметили в министерстве.
Как данное решение может отразиться на развитии classified-сегмента в Беларуси мы попросили прокомментировать экспертов и руководителей ведущих онлайн-площадок частных объявлений Беларуси.
Читать также: Затраты на classified-услуги в интернете выросли на 21%. IAB Belarus посчитала объемы сегмента за первое полугодие.
Дмитрий Геранин, директор av.by, представитель комитета по classified IAB Belarus.
Новые предложения, которые содержатся в Постановлении Совета Министров, не затронут классифайды Беларуси. Изменения подразумевают запрет в торговле по образцам для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а классифайды, или, проще говоря, сайты с объявлениями, в подавляющей массе содержат объявления физических лиц для продажи товаров друг другу, так называемая с2с модель (customer to customer).
Что же касается работы классифайдов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, то тут нужно различать две составляющие: продажу по образцам и рекламу товаров. У продажи по образцам есть несколько обязательных атрибутов: это выбор и заказ товара, часто с оплатой и доставкой. И опять же, классифайды не играют в эту историю.
Сотрудничество бизнеса с классифайдами строится именно по рекламной модели, когда на сайте с объявлениями размещается текстово-графическая информация о товаре, а выбор, покупка, оплата и доставка осуществляются на сайте партнера. Классифайд не получает деньги за сделки, идет именно рекламное размещение. Поэтому и в случае с бизнесом, классифайды не потеряют в выручке.
Еще одним аргументом является то, что подавляющее число юрлиц и индивидуальных предпринимателей в категориях одежда и обувь рекламируют посредством классифайдов новые товары.
Из-за выше описанных ситуаций av.by на себе этих изменений не почувствует. Для других игроков классифайд рынка Беларуси, у которых присутствуют в ассортименте категории одежды и обуви, влияние изменений будет также микроскопическим или не будет вовсе.
![Артем Рабцевич, директор площадки объявлений Куфар](/files/article/2669/e98ee5d9252974c750dcaf3d05854c2b.png)
Артем Рабцевич, директор площадки объявлений Куфар
Мы ожидаем, что большинство классифайдов новый закон либо вообще не затронет, либо затронет косвенно. Это связано с тем, что постановление ограничивает только реализацию одежды и обуви, но не затрагивает другие категории подержанных товаров.
Скриншот из проекта постановления, размещенного на сайте МАРТ
![Скриншот из проекта постановления, размещенного на сайте МАРТ](/files/article/2669/e9230598e567a73afa361af4853acba6.jpg)
Также новый законопроект не ориентирован на физлиц — частные пользователи по-прежнему смогут размещать объявления с фотографиями подержанной одежды или обуви, а также находить нужные винтажные товары в сети.
В то же время интернет-магазины, бизнес которых связан с торговлей подержанной одежды в интернете, будут вынуждены закрыть бизнес или переместить его в офлайн. Такая тенденция нетипична для глобального рынка, где все коммуникации наоборот уходят в онлайн. Зарубежные потребители уже давно могут оформлять заказы не только в интернет-магазинах, но и в мессенджерах, с помощью чат-ботов или технологий дополненной реальности.
Если говорить о Куфаре, то ожидать снижения количества объявлений на нашей площадке не стоит, поскольку, новый законопроект пользователей-физлиц не коснется. А юридические лица, которые рекламируются в категориях, которых касается этот законопроект, в большинстве случаев публикуют объявления о новых товарах
К тому же Куфар постоянно растет, и баланс между категориями естественным образом меняется. Если пару лет назад раздел «Товаров для мам и детей» был самым популярным на площадке, сегодня он уступает в трафике такому проекту, как «Kufar. Недвижимость».