Министерстве антимонопольного регулирования и торговли предлагает внести запретить интернет-торговлю подержанными вещами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, ссобщает БЕЛТА. О возможном влиянии данного решения на classified-сегмент интернет-рынка Беларуси расказали директор av.by Дмитрий Геранин и директор Куфар Артем Рабцевич.
Такое предложение содержится в проекте постановления Совета Министров, который вынесен на общественное обсуждение.
В частности, концерн «Беллегпром» инициировал дополнить перечень товаров, продажа которых не допускается при торговле по образцам, бывшими в употреблении одеждой и обувью. Как пояснили в МАРТ, при реализации таких товаров через интернет-магазины у покупателей нет возможности в полном объеме получить информацию об их состоянии и имеющихся недостатках по фотографиям или описаниям на сайте.
При этом покупатели, приобретая онлайн бывшие в употреблении товары по предварительной оплате, лишаются в дальнейшем возможности их возврата, так как в соответствии с п.2 ст.28 закона о защите прав потребителей эта категория товаров обмену и возврату не подлежат.
Пресс-секретарь ведомства Алина Гилевич обратила внимание, что предложение по запрету продажи подержанных вещей касается лишь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей. Физических лиц, которые торгуют своими вещами на различных площадках, эта норма не коснется, отметили в министерстве.
Как данное решение может отразиться на развитии classified-сегмента в Беларуси мы попросили прокомментировать экспертов и руководителей ведущих онлайн-площадок частных объявлений Беларуси.
Читать также: Затраты на classified-услуги в интернете выросли на 21%. IAB Belarus посчитала объемы сегмента за первое полугодие.
Дмитрий Геранин, директор av.by, представитель комитета по classified IAB Belarus.
Новые предложения, которые содержатся в Постановлении Совета Министров, не затронут классифайды Беларуси. Изменения подразумевают запрет в торговле по образцам для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а классифайды, или, проще говоря, сайты с объявлениями, в подавляющей массе содержат объявления физических лиц для продажи товаров друг другу, так называемая с2с модель (customer to customer).
Что же касается работы классифайдов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, то тут нужно различать две составляющие: продажу по образцам и рекламу товаров. У продажи по образцам есть несколько обязательных атрибутов: это выбор и заказ товара, часто с оплатой и доставкой. И опять же, классифайды не играют в эту историю.
Сотрудничество бизнеса с классифайдами строится именно по рекламной модели, когда на сайте с объявлениями размещается текстово-графическая информация о товаре, а выбор, покупка, оплата и доставка осуществляются на сайте партнера. Классифайд не получает деньги за сделки, идет именно рекламное размещение. Поэтому и в случае с бизнесом, классифайды не потеряют в выручке.
Еще одним аргументом является то, что подавляющее число юрлиц и индивидуальных предпринимателей в категориях одежда и обувь рекламируют посредством классифайдов новые товары.
Из-за выше описанных ситуаций av.by на себе этих изменений не почувствует. Для других игроков классифайд рынка Беларуси, у которых присутствуют в ассортименте категории одежды и обуви, влияние изменений будет также микроскопическим или не будет вовсе.
Артем Рабцевич, директор площадки объявлений Куфар
Мы ожидаем, что большинство классифайдов новый закон либо вообще не затронет, либо затронет косвенно. Это связано с тем, что постановление ограничивает только реализацию одежды и обуви, но не затрагивает другие категории подержанных товаров.
Скриншот из проекта постановления, размещенного на сайте МАРТ
Также новый законопроект не ориентирован на физлиц — частные пользователи по-прежнему смогут размещать объявления с фотографиями подержанной одежды или обуви, а также находить нужные винтажные товары в сети.
В то же время интернет-магазины, бизнес которых связан с торговлей подержанной одежды в интернете, будут вынуждены закрыть бизнес или переместить его в офлайн. Такая тенденция нетипична для глобального рынка, где все коммуникации наоборот уходят в онлайн. Зарубежные потребители уже давно могут оформлять заказы не только в интернет-магазинах, но и в мессенджерах, с помощью чат-ботов или технологий дополненной реальности.
Если говорить о Куфаре, то ожидать снижения количества объявлений на нашей площадке не стоит, поскольку, новый законопроект пользователей-физлиц не коснется. А юридические лица, которые рекламируются в категориях, которых касается этот законопроект, в большинстве случаев публикуют объявления о новых товарах
К тому же Куфар постоянно растет, и баланс между категориями естественным образом меняется. Если пару лет назад раздел «Товаров для мам и детей» был самым популярным на площадке, сегодня он уступает в трафике такому проекту, как «Kufar. Недвижимость».