В материале рассмотрим, что нужно учитывать розничным магазинам и ИП при обороте маркируемых и прослеживаемых товаров.
Законодательство
Прослеживаемость
С 01.10.2025 увеличится перечень прослеживаемых товаров.
Помимо шин, холодильников и велосипедов в перечень войдут:
- молочная продукция (молоко, кефир, сметана, творог, сыры);
- мука;
- чай, кофе;
- крупы (рис, крупа манная, пшено, крупа гречневая, крупа и хлопья овсяные) и макаронные изделия;
- сладости (пряники, печенье, шоколад);
- майонез и соусы;
- обувь;
- бытовая техника (стиральные машины, пылесосы, утюги, кухонные комбайны, посудомоечные машины, электрические чайники и плиты, мультиварки, микроволновые печи, дрели, фены, телевизоры);
- моющие средства.
Использование электронных накладных при обороте таких товаров станет обязательным.
Маркировка
Организации и ИП обязаны использовать электронные товарно-транспортные накладные (ЭТТН или ЭТН) при обороте товаров, промаркированных незащищенными средствами идентификации (СИ). Это касается товаров из перечня N 1030.
Такие товары маркируются непосредственно на упаковке или на носителях без защиты от подделки. Чтобы понять, попадает ли товар в этот перечень, нужно проверить его по коду ТН ВЭД ЕАЭС и наименованию. С 01.10.2025 перечень маркируемых средствами идентификации товаров также увеличится. Для удобства привели этот перечень в отдельной таблице.
Важно: товары из перечня маркируемых унифицированными контрольными знаками (УКЗ) не требуют оформления оборота электронными накладными.
Программные кассы
С 01.07.2025 года кассовое оборудование в Беларуси должно соответствовать новым требованиям. Среди изменений — ведение дифференцированного учета товаров с маркировкой и возможность считывания кодов маркировки на кассе.
Порядок работы с кассовым оборудованием определяется следующими НПА:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 02.07.2025 N 367/19 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. N 924/16"
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 N 10 "О требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы и о работе комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям";
Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 "Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа";
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 02.03.2012 N 9 "Об утверждении Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных".
А что на практике?
Прослеживаемость
По товарам, подлежащим прослеживаемости, организация должна вести количественный учет товаров, в единицах измерения, подлежащих указанию в электронных накладных. Единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных, установлены Классификатором единиц измерения (приложение 15 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378).
Что это значит, рассмотрим на примере.
Организация ведет количественный учет товара с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 0401 10 100 0 и дополнительным кодом по таможенному классификатору 1300 (стерилизованное молоко коровье цельное) в единице измерения "бутылка". С 1 октября этот товар подлежит прослеживаемости. Единица измерения для целей прослеживаемости у такого товара – "литр".
Организации нужно провести инвентаризацию молока в наличии и пересчитать его в литры. В дальнейшем при отгрузках молока по электронным накладным в качестве единицы измерения для указания в электронной накладной также нужно указывать количество в литрах. При получении товара также рекомендуем обращать на это внимание.
! Напоминаем: прослеживаемость товара определяется совпадением совокупности кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - код ТН ВЭД) и дополнительного четырехзначного кода по классификатору дополнительной таможенной информации (далее - код ТК) товара с теми, что указаны перечне прослеживаемых товаров, т.е. нужно проверять не в отдельности код ТН ВЭД или код ТК, а их совокупность.
Подать информацию об остатках прослеживаемых товаров в Программный комплекс "Система прослеживаемости товаров" (далее - ПК СПТ) при необходимости.
Определить, нужно ли по вашим товарам передавать в ПК СПТ информацию об остатках, можно с помощью таблицы по колонке 6 "Необходимость представления сведений об остатках товаров (есть/нет)".
Если нужно, то организация может подать сведения в ПК СПТ несколькими способами:
1) на Портале МНС в разделе Система прослеживаемости путем внесения информации построчно по каждой товарной позиции;
2) на Портале МНС в разделе Система прослеживаемости путем загрузки xml-файла (при условии, что у организации есть технические средства для подготовки такого файла);
3) из своей учетной системы (при условии наличия интеграции учетной системы с ПК СПТ в части передачи такой информации).
! Как подать информацию об остатках прослеживаемых товаров на Портале МНС смотрите в ролике на YouTube.
При отгрузке прослеживаемых товаров в адрес юрлиц в блоке Данные о прослеживаемости электронной накладной нужно указывать информацию о приходном документе, на основании которого отгружаемый товар поступил в организацию, - тип, дата, номер, номер строки.
Обратите на это внимание при выстраивании бизнес-процессов и доработках учетных систем, если вы впоследствии отгружаете прослеживаемые товары в адрес юрлиц (например, при обратной реализации или возврате товара) и хотите автоматизировать заполнение информации о приходном документе. Например, в случае возврата товара, приходным документом будет электронная накладная, по которой вы получили товар ранее от поставщика.
! Информацию о числящихся в ПК СПТ за вашей организацией товарах и приходных документах можно посмотреть на Портале МНС: раздел Система прослеживаемости – раздел Документы в ПК СПТ, Информация об остатках – проставьте "галочки" во всех типах документов и нажмите кнопку "Найти".
Маркировка и Программные кассы
Для компаний, не являющихся производителями или импортерами товаров, работа с маркированным товаром включает в себя:
- проверка маркированного товара, поступившего от поставщика (как по электронным, так и бумажным накладным), на предмет соответствия фактических кодов маркировки на товаре с теми, что указаны в документах;
- обеспечение считывания кодов маркировки по маркируемым товарам на кассе, т.е. нужно использовать кассовое оборудование, соответствующее требованиям НПА.
С помощью Bidmart EDI вы можете как в веб-интерфейсе, так и в ПО для 1С выполнить сверку фактических кодов маркировки с теми, что указаны в накладной и оперативно получить отчет. В отчете будет указано, по каким товарным позициям, в случае их наличия, есть расхождения.
А также реализована интеграция с оператором программных касс ООО "Настоящая цифровая" (webkassa.by). Интеграция позволит оптимизировать загрузку информации о кодах маркировки в программные кассы из электронных накладных по поступившим товарам. Это сокращает время на приемку товара и в последующем позволяет обеспечить вывод из оборота маркируемого товара при его продаже покупателям.
! Маркировка и прослеживаемость для импортера
Обратите внимание на то, что есть товары, которые попадают как под прослеживаемость, так и под маркировку. Например, отдельные товары из обуви, шин, молочной продукции.
! В таблице справочно приводится информация по маркируемым товарам, какие из попадают также и под прослеживаемость.
Общие требования для работы с электронными накладными
Определите ответственных лиц за подписание электронных накладных, приобретите им сертификаты ЭЦП и базовые атрибутные сертификаты. Подробнее информация о возможных сертификатах ЭЦП и их приобретении приводится на сайте Национального центра электронных услуг.
! Флешка или SIM-карта? Какие бывают виды ЭЦП и что выбирают белорусские бухгалтеры
Для работы с электронными накладными вам понадобится GLN-номер.
Это уникальный номер местонахождения организации. Возможно, такой номер уже имеется у организации. Проверьте по ссылке поиск GLN по названию предприятия.
! О том, как получить GLN-номер читайте в нашей статье: GLN-номер. Что это и как получить.
Конечно, в одном материале сложно учесть все нюансы и возможные исключения. Мы постарались сделать общий обзорный материал. Однако рекомендуем обращаться за более подробными консультациями в отдел продаж Bidmart EDI по номеру +375 29 617 30 09 или заказать консультацию через форму обратной связи.
Об авторе

Алина Кублицкая — ведущий бизнес-аналитик Платформы для обмена электронными накладными и другими документами Bidmart EDI. Алина обладает глубокой экспертизой в вопросах электронного документооборота, занималась запуском продуктов для электронного документооборота, принимала участие в разработке действующего постановления, утверждающего формат и структуру электронных накладных.
Алина входит в состав рабочих групп по запуску пилотных проектов по внедрению ЭДО в разных сферах хозяйственной деятельности.