Такое заявление сделал глава Министерства антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович на совещании, посвященном введению дополнительных мера по защите внутреннего рынка, сообщает БЕЛТА.
Основной темой встречи была недобросовестная конкуренция на потребительском рынке, и одним из ключевых вопросов на ней стала тема нездоровой конкуренции, которая возникла с появлением на рынке ритейла жестких дискаунтеров.
Министр обвинил ритейлеров, работающих в данном сегменте, в нарушениях ассортиментного перечня: в частности речь идет о предоставление информации покупателю, организации товарного соседства и санитарного порядка.
В этой связи Министерство совместно с Госстандартом и Минздравом обещает принимать соответствующие меры.
Он также отметил, что в последние годы наблюдается рост торговых сетей с иностранным капиталом. По данным Национального статистического комитета, крупные торговые сети в доли товарооборота в республике занимают 52%, а в доли продовольственного товарооборота — 72%. Между тем общий объем отечественных товаров в сетях, которые занимают доминирующее положение на рынке, в 2019 году составил 60,9%. В том числе по продовольственным сетям — 73,2% (при норме 80%), непродовольственным — 24%.
В связи со сложившейся ситуацией Владимир Колтовича сообщил, что у МАРТ есть все основания для введения более жестких мер реагирования вплоть до восстановления лицензирования розничной торговли. Основная цель таких мер — доведение доли отечественных товаров до уровня национальной продовольственной безопасности.
Кроме этого правительству могут быть даны полномочия на разработку порядка применения скидок субъектами торговли. Предусматривается также установление ответственности за нарушение требований законодательства о торговле, предоставление МАРТ, Минздраву и Госстандарту полномочий проведения внеплановых проверок и приостановления работы объектов.
Министр сообщил, что ведомтство постарается «восстановить справедливость» и заставить всех играть по одним правилам в максимально сжатые сроки.
Напомним, что весной прошлого года по запросу Ассоциации розничных сетей МАРТ провело мониторинг российской сети жестких дискаунтеров «Светофор» на предмет соблюдения ассортиментных перечней. Тогда доля товаров беларусского производства в магазинах этого рителера составляла 20−30%.
Среди других претензий: нарушение санитарных и противопожарных норм и правил работы торговых объектов. Речь идет об отсутствии систем вентиляции, отопления, пожарной сигнализации, несоблюдении температурных режимов хранения и реализации товаров, продаже товаров с истекшим сроком годности.
Читать также: Российская сеть дискаунтеров «Светофор» отделалась легким испугом
По итогам мониторинга в 14 торговых объектах Министерство выявило ряд нарушений. Какие именно нарушения были выявлены, ведомство не сообщило. В Ассоциации розничных сетей также не владеют никакими подробностями о результатах мониторинга.
Пресс-служба МАРТ сообщила, что по итогам данного мониторинга ритейлеру выдали рекомендации по их устранению, и в случае невыполнения обещали принять меры.
В Октябре в Беларусь пришла еще одна российская сеть жестких дискаунтеров «Доброцен».
Читать также: Российская сеть продуктовых дискаунтеров «Доброцен» открыла в Беларуси первый магазин
Первый магазин этого ритейлера открылся в Боруйске. На этой неделе там открылся первый магазин российской сети дискаунтеров «Доброцен», которая является конкурентом «Светофора».
На этой неделе в числе жестких дискаунтеров случилось прибавление — акционеры крупнейшего в Беларуси ритейлера — компании «Евроторг» — создали сеть «Грошык», которая станет конкурентом «Светофора» и «Доброцена».
Читать также: Какие бизнесмены с опытом в ритейле стоят за созданием новой сети дискаунтеров «Грошык» (фото)?
Магазины будут открываться, главным образом, на месте супермаркетов «Евроопт».