Ресурс Тhinktanks.by проанализировал данные официальной статистики по динамике розничной продажи. Эксперты сравнили период с января по сентябрь 2021-го с аналогичным периодом прошлого года. Отмечается, что Белстат публикует данные лишь по ограниченному набору товаров.
Оказалось, что самый большой скачок произошел в продажах слабоалкогольных напитков (не считая пива). А сильнее всего просели продажи фруктов.
Отметим, что в топ роста продаж попали исключительно продовольственные товары. А в антирейтинге есть и непродовольственные.
Топ-5 товаров по росту продаж:
- напитки слабоалкогольные (без пива) – 61,7%
- минеральная вода – 12%
- коньяк, вино и ликеры – 10-15%
- мясные продукты (колбасные изделия, копчености, полуфабрикаты) – 5,1%
- детское питание 5,1%
Топ-5 товаров по падению продаж:
- фруктовые и овощные соки – -14%
- телевизоры – -11,5%
- крупа – -10%
- обувь – -10%
- масло растительное – -9%
Повлиял ли на выбор покупателей рост цен на определенные категории товаров?
За год – с сентября прошлого по сентябрь нынешнего – больше всего подорожали овощи: свекла, морковь, капуста. Цены на них выросли на 45-67%, однако продажи овощей за это период только увеличились. Фрукты подорожали сравнительно несильно (за исключением бананов), тем не менее белорусы решили на них сэкономить.
Подорожало на 50% растительное масло, и как видим, покупать его стали меньше. Выросли цены на полуфабрикаты и изделия из мяса, что не заставило белорусов отказаться от них. Зато необработанного мяса стали покупать меньше.
Что касается обуви и телевизоров, спрос на которые упал, то по последним у Белстата данных нет, а обувь подорожала незначительно.
В целом в 2021 году продажи продовольственных и непродовольственных товаров выросли на 1,7% и 1,3% соответственно.