Международная исследовательская компания МАСМИ провела исследование на тему как социальные и экономические события повлияли на настроения беларусских потребителей.
Опрос проводился в мае 2021 года онлайн-методом. География опроса — Минск и областные города. Целевая аудитория — мужчины и женщины 18-64, проживающие в городах опроса последние 6 месяцев. Размер выборки — 700 анкет.
Цели проведения исследования, выяснить:
- Последствия и ограничения в связи с COVID,
- Уровень общего состояние апатии и тревоги беларусов,
- Влияние социально-политического и экономического кризисов на потребительское поведение,
- Влияние ограничений международного сотрудничества.
Последствия и ограничения в связи с COVID
В большей степени за новостями о COVID постоянно следят люди в возрасте 55-64. Однако беларусы стали менее внимательно следить за информацией о COVID по сравнению с маем прошлого года.
Обеспокоенность темой коронавируса за год снизилась с 7,3 баллов до 6,4 по 10-балльной шкале.
Более половины респондентов (52,7%) ответили, что продолжают посещать торговые центры так же, как и ранее. Вместе с тем 35,1% опрошенных сообщили, что стали реже ходить в ТРЦ.
Аналогичная ситуация с посещаемостью супермаркетов и гипермаркетов. 51,2% респондентов не изменили частоту посещаемости данных торговых объектов, а 39,8% стали посещать их реже.
Популярность и востребованность доставки продуктов и еды по-прежнему растет. Так на 10,4%сократилось число респондентов, которые никогда не пользовались данными сервисами.
В целом COVID уже не так сильно волнует респондентов. Сильной остается обеспокоенность только в группе риска – 55-64 года. Потребители устали от самоизоляции и постепенно начали возвращаться в места массового скопления людей.
Какие меры Вы лично предпринимаете в сложившейся ситуации, чтобы обезопасить себя и свою семью от COVID-19?,%
Влияние экономической ситуации
Данные мая 2021 года свидетельствуют о том, что последствия кризиса ощутили почти все опрошенные. Больше всего респондентов (95%) отметили, что за последние 3 месяца столкнулись с ростом цен на товары и услуги. Как следствие потребители вынуждены больше экономить.
Беларусы хотят экономить на необязательных расходах: отдых, развлечения, алкоголь, а также отложат долгосрочные крупные покупки (бытовая техника). Эксперты МАСМИ считают, что по всем другим потребляемым категориям потребители не готовы увеличивать затраты: беларусы будут снижать уровень потребления или переключиться на более дешевые марки.
На чем Вы планируете экономить в первую очередь (без тех, кто и так не покупал)?
Эмоциональное состояние респондентов оставляет желать лучшего. Панику и депрессию в окружении отметили 45,4% минчан и 40,7% респондентов в целом. Больше тревожному настроению подвержены женщины 45% против 36% у мужчин.