Кризис 2020 года глубоко повлиял на потребительскую активность беларусов. В отдельных регионах розничные продажи значительно уменьшились, сообщает banki24.by.
В текущем году отмечаются две негативных тенденции — падение темпов розничных продаж и уменьшение доли беларусской продукции на полках магазинов. Долю отечественных товаров в розничном товарообороте торговли власти замеряют раз в квартал. Последняя доступная статистика — за 6 месяцев 2020-го. Эти данные показывают, что удельный вес беларусской продукции на полках откатился вниз до 60,6%, хотя еще в 2013-м такая доля достигала 71,5%.
Особенно мощно просели продажи непродовольственных товаров. Если за первую половину 2013 года доля продукции made in Belarus по данной группе составила 55,9%, то за такой же период в 2020-м — только 41,5%. Можно сказать, что во всем, что не касается продуктов, белорусы в основном перешли к потреблению импорта. Причем этот импорт завозится через открытые границы со странами Евразийского экономического союза.
По сути, беларусских производителей «убивают» партнеры по единому таможенному пространству. Данные по розничному товарообороту без деления на отечественное и завозное обновляются гораздо чаще — раз в месяц. Статистика за 7 месяцев показала, что потребительский энтузиазм беларусов угас вдвое по сравнению с 2019 годом.
Если в прошлом году розничные продажи выросли на 5,8%, то в январе—июле 2020-го — на 2,9%. Весь негатив дала динамика продаж непродовольственных товаров. Год назад они росли на 9,3%, а в 2020 году последние данные показывают лишь 0,9%. Да и то в плюс ритейл вышел за счет ажиотажных покупок марта, когда в стране была крупная девальвация.
Эта статистика перекликается с опросами домашних хозяйств. Белорусам сейчас явно не до жиру, они урезают и без того скудную потребительскую корзинку. Покупки ориентированы на самые базовые товары, необходимые для выживания. Последнее хорошо видно по высокой доле продовольствия в продажах 2020 года.
Удельный вес продтоваров в розничном товарообороте за 7 месяцев подскочил до 49,6%. Такая структура розничных продаж характеризует страну как крайне бедную на фоне развитых демократий Запада. В Беларуси есть полюсы «безысходности» — регионы, в которых продажи товаров сократились наиболее сильно.
Всего за январь—июль в стране 28 городов и районов отчитались о падении товарооборота. В список аутсайдеров вошли такие города, как Могилев, Новополоцк, Витебск. Среди районов самое крупное снижение покупок населения показали Островецкий (минус 10,1%), Дубровенский (минус 11,4%), Гродненский (минус 13,4%), Брестский (минус 14,2%), Браславский (минус 14,9%), Вороновский (минус 21,7%) и Берестовицкий (минус 27,8%) районы.
Нетрудно заметить, что все указанные регионы имеют приграничное положение. Районы подкосила эпидемия коронавируса и последовавшее за ней свертывание межгосударственных поездок.