Почти треть белорусов делает покупки в онлайне, а к 2020 году каждый пятый покупатель будет приходить в интернет-магазин из соцсетей и мессенджеров. Такие данные озвучили эксперты беларусского офиса «Битрикс24».
Соцсети будут продавать, но не в Беларуси
За последние 5 лет благодаря трафику из соцсетей онлайн-продажи в мире выросли почти на половину. По оценке «Битрикс24», этот тренд лишь усилится к 2020 году. Социальные сети могут стать основным каналом трафика как для маркетплейсов, так и для монобрендовых онлайн-ритейлеров.
Еще одной тенденцией, которая могла бы получить распространение в Беларуси, называют прямую продажу товаров в соцсетях. Так, Instagram и Pinterest добавили возможность размещения на фото иконки с покупкой товара напрямую. Правда, в беларусском законодательстве такой способ интернет-торговли, по мнению экспертов «Битрикс24», пока не прописан и, соответственно, не разрешен. Соцсети рассматриваются субъектами торговли как источник трафика, но никак не место продажи.
В Беларуси социальными сетями пользуются примерно 49% населения, из которых 82% делают это через мобильные устройства. Наиболее популярны в порядке убывания «ВКонтакте» (средний возраст аудитории – 15-30 лет), «Одноклассники» (25-45 лет) и Facebook (30-45 лет).
Беларусам покажут то, что они хотят
Беларусскую онлайн-торговлю также ожидает большая персонализация: использование ботов и автонастроек показа умной ленты товаров, исходя из профиля человека в соцсетях и истории покупок.
Читать также: Что, где, сколько и как покупают беларусы в интернете. Исследование e-data.by
«Сегодня у многих интернет-площадок есть достаточно данных о клиентах, но главная проблема – их анализ, интерпретация и смена стратегий работы. Постепенно появляется все больше программных решений, которые дают рекомендации покупателям. Также, для владельцев интернет-магазинов ключевым фактором становится снижение стоимости лида и рост среднего чека. Это возможно благодаря сегментированию базы и персонализированным моделям работы с сегментами. Например, сервис «Битрикс24» позволяет интегрировать CRM с сайтом и соцсетями и получать полную аналитику по покупателям, которые из них пришли, а также – настраивать точечные рекламные стратегии. В ближайшие годы этот процесс станет частью бизнес-процессов для онлайн-торговли», – считает директор компании «1С-Битрикс» Полина Ганкович.
Читать также: Глобальные тренды ритейла и место Беларуси в них
Кроме того, продолжится развитие C2C-площадок – сервисов частных объявлений с защитой интересов продавца и покупателя. В США, например, все больше пользователей хотят напрямую продавать и покупать изделия ручной работы или оказывать услуги. В результате быстро растет число площадок, которые обеспечивают как интересы продавца (получение денег), так и интересы покупателя (получение товара или услуги). В Беларуси это направление тоже получило развитие.
Крупные игроки станут сильнее, мелкие уйдут
Еще одна тенденция – укрупнение основных игроков онлайн-торговли за счет поглощения или вытеснения небольших компаний. За последние год-два можно было наблюдать консолидацию игроков на рынке белорусской онлайн-торговли. Этот тренд продолжится и в ближайшие годы: на рынке останется около 5 крупных игроков, а остальным придется искать свободные ниши, считает эксперт.
На рынок также повлияют новые способы привлечения аудитории через соцсети. Среди них – динамический ретаргетинг объявлений, витрина товаров и внутренний маркетплейс для коммерческих страниц. Соцсети активно инвестируют в это направление, снижая органический охват постов компаний в соцсетях и привязывая их к рекламным возможностям платформ.
Покупатели «мигрируют» в мессенджеры
Помимо соцсетей, покупатели будут приходить из мессенджеров. Каждый месяц число их пользователей растет на 10-30%. Белорусские интернет-магазины осваивают перспективные каналы: предлагают общаться напрямую через мессенджеры. Например, «Битрикс24» позволяет объединять различные каналы взаимодействия с аудиторией в один через «Открытые линии». То есть все входящие сообщения из мессенджеров и соцсетей будут появляться в системе и после ответа – отправляться клиентам обратно по тем же каналам.
«Соцсети – один из активных сегментов роста аудитории в онлайн-торговле, а мессенджер – необходимое средство коммуникации интернет-магазина с клиентом, – отметила Полина Ганкович. – Разработчики прикладывают максимум усилий, чтобы упростить взаимодействие компаний через этот канал. Такие системы, как «Битрикс24», позволяют интегрировать соцсети и мессенджеры в единую экосистему продаж компании. И это только начало».
Рынок изменят поколение Z и виртуальная реальность
Читать также: Чем живут, что и как покупают представители поколения Z Республики Беларусь. Исследование
Главным драйвером роста онлайн-покупателей из соцсетей выступает поколение Z. Согласно исследованиям, 85% подростков используют соцсети, чтобы выбрать товар и совершить покупку. При этом 45% из них используют Instagram как наиболее подходящую платформу для коммуникаций.
«По нашим оценкам примерно 20% всех покупателей онлайн в Беларуси будут приходить в интернет-магазины через соцсети к 2020 году. К примеру, в Китае этот показатель уже достиг 41% и продолжает расти», – обратила внимание эксперт.
Кроме того, быстро развиваются AR- и VR-приложения, которые помогают выбирать и даже виртуально примерять одежду и другие товары. Аудитория таких решений ежегодно растет примерно на 40%, и в основном это молодежь. Все понимают: в ближайшие годы их доля в онлайн-покупках будет неуклонно расти.