Проект «Рейтинг Байнета» (ежегодные рейтинги интернет-компаний и web-разработчиков Беларуси) подвел итоги развития основных сегментов рынка интернет-продвижения в 2018 году. Эксперты назвали объемы затрат белорусских рекламодателей на основные каналы продвижения и динамику их роста.
По статистике в Беларуси работает более 300 агентств, которые заявляют в пуле своих услуг большинство инструментов интернет-продвижения. Интернет становится ведущим рекламным каналом для всех сфер бизнеса. Основной тренд, который наиболее ярко проявился – это переориентация агентств от применения ограниченного набора инструментов продвижения и узкой специализации (скажем, SEO или контекст), к расширению спектра услуг и переходу на performance-модель.
Поэтому в этом году ресурс «Рейтинг Байнета» анонсировал два новых проекта Рейтинг digital-агентств и Рейтинга SMM-агентств Беларуси 2019 года. Данное нововведение было продиктовано основными тенденциями и изменениями на рынке интернет-маркетинга Беларуси, произошедшие в последние годы.
Кроме того, весной 2019 года по традиции будут проведены Рейтинг web-студий, Рейтинг SEO-компаний и «Конкурс сайтов», по результатам которого будет составлен Рейтинг креативности web-студий Беларуси.
Результаты всех рейтингов позволяют заказчикам принимать ркшкние о сотрудничестве с тем или иным рекламным агентством или разработчиком.
«Сегодня порог вхождения в создание бизнеса по оказанию интернет-услуг в Беларуси остается очень низким и уровень профессионализма агентства заказчикам оценить часто очень сложно. В то же самое время сложность задач, стоящих перед заказчиками, постоянно повышается. Поэтому даже средний бизнес будет отфильтровывать некомпетентных исполнителей, – отмечает руководитель проекта «Рейтинг Байнета» Анна Ходанович. – Согласно нашему опросу, наряду с такими критериями выбора агентств, как портфолио, рекомендации, стоимость услуг и отзывы клиентов, 37,5% клиентов использовали рейтинги в качестве критерия при выборе интернет-агентства».
В свою очередь, участие в Рейтингах позволяет интернет-агентствам анализировать свои позиции на рынке относительно своих конкурентов, а также заявлять об уровне своих компетенций.
Результаты Рейтинга будут объявлены на торжественной церемонии награждения в апреле 2019 года (дата и место будут объявлены дополнительно).
Рынок интернет-услуг по итогам 2018 года
По последним данным Ассоциация интерактивной рекламы (IAB Belarus), рост затрат на медийную рекламу в белорусском интернете в 2018 году выросли на 18% и составили $15,2 млн. Следует иметь в виду, что в данную цифру включены затраты на баннерную и видеорекламу, спецпроекты и нативную рекламу, рекламу в социальных медиа, а также объемы рекламных затрат на медийные форматы в сетях Google (GDN) и Яндекс (РСЯ).
Однако по мнению экспертов «Рейтинга Байнета», представленная цифра сильно занижена. Так в 2017 году затраты рекламодателей на поисковую рекламу (продвижение инструментами и средствами Google и Яндекс) составили $22 млн. В 2018 году данный сегмент вырос не менее, чем на 40% и превысил $30 млн. Данная динамика обусловлена как увеличением бюджетов рекламодателей, так и их перераспределением с других каналов. Кроме того, каждый год растет количество новых бизнесов, а, следовательно, и рекламодателей.
Также на рынке контекстно-медийной рекламы наблюдается тенденция увеличения оборотов у крупных игроков. Большие агентства по оборотам растут быстрее рынка, а мелкие агентства чуть медленнее.
Не менее динамично растущим сегментом рынка интернет-продвижения является реклама в социальных сетях. Социальные сети сегодня предоставляют уникальные возможности по продвижению бизнеса: постоянно появляются новые инструменты взаимодействия с аудиториями; создаются сторонние сервисы, повышающие эффективность работы SMM-менеджеров. Рост затрат белорусских рекламодателей на этот канал за 2018 год составил не менее 40%.
По предварительной оценке, белорусские рекламодатели на продвижение в социальных сетях тратят не более 10% своих интернет-бюджетов. Исходя из такой логики по итогам 2018 года рынок можно оценить в сумму не менее $5 млн.
Еще одним заметным сегментом интернет-рынка становится сегмент classified — платные услуги, связанные с размещением и продвижением рекламных объявлений частных пользователей и компаний на сайтах частных объявлений. Общий объем сегмента крупнейшими игроками рынка был оценен в $13,2 млн, что на 13% больше, чем в 2017 году.
Рынок SEO растет незначительно в пределах 10-12% и остается на уровне $13-15 млн в год. Рост обусловлен естественным увеличением количества бизнесов и сайтов, которые необходимо продвигать.