На прошлой неделе в Минске прошло первое соревнование барменов Bacardi Legacy Cocktail Competition. Марочный ром лился рекой, но настроение спонсоров определенно омрачено нововведениями в белорусское законодательство.
Осенью этого года ситуация с поставками импортного алкоголя на белорусский рынок может кардинально измениться. 20 февраля этого года президент подписал Декрет №2, который круто меняет порядок допуска к обороту алкогольной продукции. Для того чтобы юридическому лицу разрешили заниматься поставками алкоголя в Беларусь из-за рубежа, оно должно как минимум на 25% принадлежать государству. Соответствующие документы должны быть представлены регистрирующему органу уже к первому июля. А первого октября все полностью частные компании-импортеры будут вынуждены остановить свою деятельность. При этом государство, установив такое жесткое регулирование, не предлагает им каких либо способов реструктуризации бизнеса или других мер по приведению его в соответствие новому законодательству.
Совладелец группы компаний Garcia Сергей Тюшкевич считает, введение новых правил очень болезненно скажется на алкогольном рынке и приведет к его радикальному изменению. Иностранные инвесторы с беспокойством встретили новости белорусского законодательства, возможно, нас ждет отток иностранного капитала из отрасли. При этом государство не предлагает бизнесу гарантий, что не появится новых требований к импортерам алкоголя, например, дальнейшего увеличения государственной доли.
Как государственные компании будут налаживать деловые связи с производителями алкоголя пока непонятно. С одной стороны международным алкогольным компаниям в любом случае нужно продавать свою продукцию. С другой — надежность белорусского рынка теперь будет вызывать большие вопросы. Сложно объяснить представителям американского и европейского бизнеса, почему их давние партнеры из-за частной формы собственности вынуждены сворачивать свою деятельность. Таким образом, может сложиться ситуация, когда в магазинах будет дефицит зарубежных виски, джина, рома и др.
По мнению Сергея Тюшкевича, в нашем обществе постепенно падает потребление водки. В то же время увеличивается интерес покупателя к более статусным напиткам, например, коньяку и виски. Правда это не может компенсировать потери бизнеса в водочном сегменте. Все-таки сама культура потребления дорогих напитков совершенно иная.
Сергей Тюшкевич отмечает, что из-за сильного государственного регулирования импортному алкоголю и раньше сложно было конкурировать в цене на местном рынке. Так, если бутылку Martini в Латвии можно купить за восемь долларов, то в Беларуси ее приходится продавать по шестнадцать.
Для Garcia ситуация в целом не так плачевна — в ее состав входит собственное производство алкоголя под брендом «Сябры». Хотя в данном случае бизнесмену приходится уже говорить о некоторых проблемах как экспортеру. Россия и Казахстан принимают меры по защите отечественного производителя аналогичные белорусским.
Тем не менее, свое производство вполне может обезопасить позиции Garcia на белорусском рынке. Судьба же небольших импортеров алкоголя представляется весьма туманной. Вполне может статься, что в рядах безработных прибавится.