В России готовится новый вариант законопроекта, в котором предполагается к отечественным товарам отнести белорусские бренды, которые произведены белорусами на территории РФ, сообщают «Известия».
Предполагается, что нормы о «российской полке» вступят в силу 1 марта 2024 года. С этого момента квоту получат непродуктовые категории: бытовая химия, одежда, косметика и другие. А уже на втором этапе регулирование могут распространить и на продукты питания. Когда это может случиться, пока не сообщается.
В то же время международные торговые марки, локализовавшие свое производство в стране, по-прежнему находятся за рамками этого документа.
Инициаторы изменений отмечают, что «российская полка» сделает отечественные товары более конкурентоспособными, а также подстегнет развитие локальной промышленности. Минпромторг курирует разработку проекта, это же ведомство позже определит квоту для каждой категории.
Пока локализованных белорусских производителей потребительских товаров в России немного. Среди них — изготовитель детских игрушек «Полесье». В целом отечественный малый и средний бизнес уже давно взаимодействует и с крупными промышленными компаниями Республики Беларусь, в том числе с БелАЗом, Минским тракторным заводом. Планирует организовать производство в РФ и холдинг «Амкодор», выпускающий строительно-дорожную и сельхозтехнику.
Белорусские компании уже активно развиваются в РФ: в категории молочной продукции представлены товары с брендами этой страны, например йогурты Teos, сыр «Брест-Литовск» и другие торговые марки.
Хотя, помимо выгоды, в этом процессе могут быть и риски. Например, на локализованные в России белорусские компании могут распространить ограничительные меры, если они аффилированы с подсанкционным лицом, а также если предприятие изготавливает продукцию, на которую действуют импортные ограничения. Сложности могут возникнуть и с другой стороны: так, предприятие может потребовать ввоз в РФ зарубежного оборудования, сырья и комплектующих, а их поставки затруднены в Россию из-за запретов стран, присоединившихся к санкциям.
Но есть и другие аргументы. Так, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в ряде категорий доля продукции российского производства особенно высока. Например, на одежду российского производства приходится до 30%, на товары гигиены и ухода (косметика, подгузники, салфетки, пеленки) — до 95%, на канцтовары — до 75%. Но есть категории, которые в стране фактически не производятся, — это мультимедиа и электроника, верхняя одежда, спортивная и повседневная обувь. Поэтому утверждение квоты для российских изготовителей спровоцирует негативные последствия на рынке, ассортимент одной из категорий может искусственно сократиться, если продавцов обяжут представлять такие товары в магазины.
Российские производители продуктов сочли инициативу избыточной. Высказывается мнение, что сейчас ничто не мешает белорусским брендам конкурировать с российскими по цене и качеству, а также успешно продаваться на полках отечественных магазинов. Директивные требования по выделению доли белорусским товарам могут внести искажения в рынок.