Компания Nielsen Россия представила данные о ситуации на рынке онлайн-торговли за период с 16 по 22 марта. Основной тренд — онлайн-продажи товаров FMCG продолжили стремительный рост и достигли пика за все время изучения влияния COVID-19 на этот канал торговли.
Сравнивая прошедшие семь дней с аналогичным периодом годом ранее, можно обнаружить, что покупатели приобрели в интернете на 350% больше макаронных изделий, на 279% — туалетной бумаги, на 232% — супов быстрого приготовления, на 188% — стерилизованного молока, на 91% — воды (прирост продаж указан в натуральном выражении). Помимо этого потребители активно запасались средствами для стирки (+211%), средствами для мытья посуды (+209%) и уборки дома (206%).
Как меняются онлайн-продажи товаров FMCG
«Интернет-магазины и раньше ассоциировались у потребителей с большими закупками, а в период ажиотажа оказались не только удобным, но и одним из самых безопасных каналов создания продуктовых запасов. Из-за повышенного спроса онлайн-ритейлерам сейчас приходится особенно нелегко, и многие из них по-прежнему доставляют заказы с увеличенными интервалами. Похожую ситуацию можно наблюдать и в других странах. Например, в Великобритании онлайн-игрокам в сегменте FMCG пришлось намеренно ограничить размер корзины до 80 товаров, так как многие встревоженные покупатели стали совершать заказы на 100 и более позиций, тогда как в среднем корзина содержала менее 60.
В ПЕРИОД АЖИОТАЖА ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ ОКАЗАЛИСЬ НЕ ТОЛЬКО УДОБНЫМ, НО И ОДНИМ ИЗ САМЫХ БЕЗОПАСНЫХ КАНАЛОВ СОЗДАНИЯ ПРОДУКТОВЫХ ЗАПАСОВ
Безусловно, текущие трудности придадут новый импульс развитию онлайн-торговли FMCG. Опыт Китая, который медленно начинает возвращаться к привычной жизни, показывает, что COVID-19 действительно заставил потребителей пересмотреть свое отношение к онлайн-покупкам — 89% опрошенных сказали, что после завершения карантина они намерены совершать больше покупок FMCG в интернете, особенно в сегменте свежей продукции», — комментирует Константин Локтев, директор работе с ритейлерами Nielsen Россия.
Неделя с 9 по 15 марта
С началом покупательского ажиотажа, связанного с распространением нового коронавируса, рост онлайн-продаж FMCG увеличивался темпами, значительно опережающими среднегодовые (около 50% в год), а многие игроки столкнулись с трудностями с доставкой, интервалы которой по-прежнему могут достигать сроков до двух недель.
В период с 9 по 15 марта онлайн-продажи товаров повседневного спроса в натуральном выражении выросли на 81%. Помимо товаров для «карантина» сильнее всего распространение COVID-19 отразилось на таких категориях, как супы быстрого приготовления (271%), туалетная бумага (185%), чистящие средства для дома (171%), соусы (136%), а также ультрапастеризованное молоко (128%) и вода (102%). Рекордсменом онлайн-продаж стала категория макаронных изделий, где рост составил 273% к аналогичной неделе прошлого года.
Похожее происходит и в других странах, которые затронула эпидемия: в Великобритании некоторым онлайн-площадкам пришлось временно приостановить работу сайтов и приложений, чтобы справиться с нагрузкой. Такая ситуация особенно примечательна с учетом того, что доля онлайн-сегмента на рынке FMCG там значительно превышает значения в России. Похожее произошло и во Франции, что может означать не только более активный спрос на товары со стороны потребителей, но и говорить о том, что этим способом покупки стали пользоваться новые покупатели, у которых еще не было опыта приобретения FMCG-продуктов онлайн.
ОПЫТ КИТАЯ ВО ВРЕМЯ ТЕКУЩЕЙ ЭПИДЕМИИ — ЯРКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТОГО, ЧТО СИТУАЦИЯ ВОКРУГ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА МОЖЕТ ПРИВЛЕЧЬ К ОНЛАЙН-ПОКУПКАМ FMCG НОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
«Опыт Китая во время текущей эпидемии — яркое подтверждение того, что ситуация вокруг распространения коронавируса может привлечь к онлайн-покупкам FMCG новых потребителей. Несмотря на аргументы тех, кто считает, что заказ продуктов через интернет — прерогатива исключительно молодого поколения, мы обнаружили, что в период карантина рост онлайн-продаж FMCG в группе пожилых китайцев значительно опережал динамику в других возрастных сегментах. Можно предположить, что многие из них сделали заказ впервые. А опробовав удобство нового для себя сервиса, продолжать совершать хотя бы часть покупок в интернете и после возвращения к нормальной жизни», — комментирует Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами Nielsen Россия.
Часть потребительского спроса естественным образом переходит в онлайн по мере того, как полки в физических магазинах пустеют. И для онлайн-ритейлеров это отличная возможность расширить свою аудиторию покупателей, предложив бесплатную доставку заказа, дополнительную помощь тем, кто заказывает FMCG-товары через интернет впервые, а также обеспечив свежесть продуктов.