На сегодняшний день в Беларуси зарегистрировано 438 договоров франчайзинга и эта цифра постоянно увеличивается благодаря открытию новых компаний как в столице, так и в регионах страны. Эти данные были озвучены ассоциацией «Белфранчайзинг» на семинаре и выставке франшиз, которые прошли 16 октября в Минске в рамках проекта «Малые города», реализуемого ПРООН и Минэкономики Беларуси при финансовой поддержке Российской Федерации.
Мероприятие стало первым в программе ежегодной Всемирной недели предпринимательства и собрало более 200 человек со всех регионов страны и стало крупнейшей в этом году площадкой для знакомства с франчайзингом в Беларуси. Среди участников были как начинающие предприниматели, так и опытные бизнесмены: приобретение франшизы станет хорошим вариантом для тех и других.
![«Белфранчайзинг» семинар и выставка франшиз в рамках проекта «Малые города»](/files/resized/690/article/2691/c35883140d6b3dfadc49044b11d0174d.jpg)
За последние годы все больше известных международных брендов приходят на беларусский рынок. Большинство этих компаний открываются по договору франшизы нашими соотечественниками. Причины такой популярности понятны: бизнесменам не нужно с нуля создавать собственную торговую марку и выстраивать бизнес-процессы. Вместе с приобретением франшизы предприниматели получают не только право на использование узнаваемого бренда и его технологий, но и готовый бизнес-план, уже разработанные маркетинговые кампании, стандарты по работе с клиентами, поставщиками и персоналом.
На выставке были представлены более 20 брендов, предлагающие беларусским предпринимателям приобрести франшизу своего бизнеса. 70% из них оказались отечественными компаниями, которые активно развивают франчайзинговую сеть: от школ иностранных языков и салонов красоты до фирменных магазинов и ресторанов. К слову, подобрать подходящий бизнес можно не только по профилю компании, но и по бюджету — цены на беларусские франшизы стартуют от 500$. По словам экспертов, неопытным бизнесменам лучше начинать с сотрудничества именно с беларусскими компаниями. Такую позицию поддерживает Ольга Леонтьева, председатель ассоциации «Белфранчайзинг»:
— Для предпринимателя с небольшим опытом покупка беларусской франшизы — самый безопасный вариант. В этом случае он получит бизнес, созданный с учетом особенностей нашего рынка, законодательства и потребительского спроса. Ему не придется самостоятельно адаптировать бизнес-стратегию под наши реалии, а значит вероятность неудачи сводится к минимуму. Приобретая же российские и тем более европейские франшизы, предприниматель не сможет в полной мере воспользоваться поддержкой, которую оказывает франчайзер своим партнерам.
![«Белфранчайзинг» семинар и выставка франшиз в рамках проекта «Малые города»](/files/resized/690/article/2691/a38dd5a32b56ec1fbabd3195c1198311.jpg)
Интерес к отечественным франшизам особенно сильно растет у предпринимателей в регионах. Об этом говорит как постоянный рост компаний, открывающихся в небольших городах под вывесками известных беларусских брендов, так и количество участников мероприятия, приехавших в Минск со всех областей страны.
— Бизнесменам из небольших городов сложно конкурировать с крупными компаниями, которые приходят к ним из столицы и областных центров. Открытие своего дела под уже раскрученным брендом становится для них хорошим вариантом, чтобы оставаться интересными и востребованными у потребителей, — говорит Марина Калиновская, руководитель проекта «Малые города». — Этим летом семинары по франчайзингу уже прошли в Витебской и Могилевской областях в рамках нашего проекта и показали большой интерес местных бизнесменов к этой теме. Мероприятие в Минске организовано, в первую очередь, чтобы познакомить предпринимателей из всех регионов Беларуси с таким инструментом развития малого бизнеса как франчайзинг.
![«Белфранчайзинг» семинар и выставка франшиз в рамках проекта «Малые города»](/files/resized/690/article/2691/8ee3c25f0d6d1186ebf295856136cf08.jpg)
Сегодня беларусские компании уже не ограничиваются только отечественным рынком. На семинаре своим опытом поделились бизнесмены, чьи франшизы успешно работают заграницей. Известный ресторатор Алексей Садовой, в портфеле которого немало модных столичных баров и ресторанов, признался, что сейчас основное направление для развития своего бизнеса он видит именно во франчайзинге, в том числе, и за пределами Беларуси.
— Открывать бизнес под известным международным брендом лучше всего, когда уже имеешь за плечами хороший опыт в ведение собственного дела. В моем случае это помогло не только сделать иностранную франшизу успешной в Беларуси, но и получить права на дальнейшее развитие франчайзинговой сети в других странах, — говорит Алексей. — Признаться честно, только после того, как я занялся франшизами, я начал получать от бизнеса настоящую прибыль, а не только опыт. Хотя я и дальше планирую открывать концептуальные и «штучные» заведения в Минске, делать это буду уже больше для души.
![«Белфранчайзинг» семинар и выставка франшиз в рамках проекта «Малые города»](/files/resized/690/article/2691/fe045740b08869b4602e3bece6cc3757.jpg)
Открытие своего дела по договору франшизы для предпринимателей становится все более привлекательным. Для начинающих это возможность пройти «школу бизнеса» под присмотром владельцев уже успешных компаний и получить от них поддержку на всех этапах: от выбора места расположения магазина или заведения до подбора поставщиков и партнеров. Бизнесмены с опытом могут без большого риска открыть двери в новые для себя сферы и направления. Поддерживает такие стремления предпринимателей и наше государство — существуют программы финансовой поддержки развития малого бизнеса в сфере франчайзинга. Занимаются этим направлением Банк развития Республики Беларусь и Белорусских фонд поддержки предпринимателей, обратившись в которые бизнесмены могут получить займы на приобретение франшиз по льготным условиям.