По данным агентства «Твоя столица», в 2015 году в Минске будет введено в эксплуатацию 12 торговых центров общей торговой площадью 210 тыс. кв.м. Емкость всего рынка превысит 726 тыс. кв.м.
На 1 тысячу жителей Минска будет приходиться 288 кв.м. По концентрации торговых центров столица Беларуси обойдет Киев, Рим, Лондон и Барселону. Однако более чем в 2 раза будет уступать Стокгольму, Хельсинки, Парижу, Праге и Варшаве, в которых на 1 тыс. жителей приходится 600 и более кв.м.
В этом году в Минске уже ввели в строй 57 тыс. кв.м торговых центров с полезной площадью от 5 тыс. «квадратов». До конца года будет введено еще 22 тыс. кв.м.
Однако не смотря на высокий интерес инвесторов к строительству новых современных торговых центров, на рынке уже наблюдается дефицит арендаторов. Огромные перспективу по расширению торговых площадей и возможности развития сетей, иностранные бренды не спешат приходить на рынок Беларуси.
В СМИ все чаще звучат громкие фразы про то, что Минск к концу 2015 года должен стать современной столицей шопинга, и что в Беларусь быстро закрепится традиция проведения «черных пятниц» и гигантских распродаж.
«В настоящее время заполнить сразу несколько крупных объектов силами только национальных ритейлеров практически невозможно. Такие торговые центры нуждаются в привлечении брендов мировой величины, которые если и выходят на белорусский рынок, то пока точечно», – отмечает ведущий специалист «Твоя столица. Управление проектами» Александр Великий.
Речь идет, прежде всего, о массовых брендах одежды, обуви, косметики, парфюмерии, спортивных и детских товаров. Пока торговые площади новых центров заполняются отечественными компаниями и ИП-шниками, которые являются импортерами.
Новые торговые центры появятся почти во всех районах Минска. Расширение сферы ритейла, прежде всего, затронет Московский район, площади торговых галерей которого возрастут почти в 3 раза. Произойдет это во многом за счет открытия первого в Беларуси центра распродаж Leto на проспекте Жукова и торгово-логистического центра «Глобус Парк» за кольцевой дорогой. Кроме того, торговые центры сейчас активно строятся во Фрунзенском и Центральном районах.
Широкое распространение в Минске получат гигантские моллы. В следующем году город пополнят комплексы Green City и Galleria Concept. Несмотря на повышенное внимание к объектам, они могут столкнуться с высоким уровнем вакантности.
Более ощутимые шансы на успех среди арендаторов и посетителей имеют небольшие объекты с оригинальной концепцией. Среди них – первый в Беларуси торговый центр распродаж Leto, который обеспечит себе высокий трафик за счет низких цен и огромных скидок. Магазины в торговом центре откроют более 50 брендов, а цены на товары будут сопоставимы с польскими и литовскими моллами. Кроме того, большие перспективы у тематических торговых центров, в том числе мебельных и строительных.
«Рынок вступает в стадию, когда популярность объекта определяют не размеры, а хорошая идея, близкая как покупателям, так и арендаторам. Потребители сейчас едва ли потянутся в торговый центр, который примечателен только размерами. Скорее всего, они поедут в тот же центр распродаж Leto, чтобы купить товары по низким ценам и поучаствовать в акциях. Чем больше в Минске появляется торговых центров, тем взыскательнее становится потребитель. Теперь мало построить объект – надо наполнить его уникальным и интересным содержанием», – считает Александр Великий.