Собственники коммерческой недвижимости для повышения рентабельности, конкурентоспособности и увеличения доходности своего бизнеса часто принимают решение изменить концепцию (идею) использования объекта недвижимости.
Много примеров, когда торговые центры вынуждены отказываться от дорогих брендов и заполнять площади средним сегментом или, наоборот, в кинотеатрах со старым постсоветским оборудованием внедряются новые технологии киноиндустрии.
Старший юрист REVERA law group Елена Пецукевич рассказала о том, на что необходимо обратить внимание, чтобы не прогореть с идеей реконцепции.
1. Определить стратегию смены арендаторов
Для начала необходимо проанализировать договоры с арендаторами на возможность досрочного расторжения договора аренды. Если такая возможность в договоре не предусмотрена, предлагается уведомить арендаторов заранее и предложить условия, на которых возможно будет досрочно расторгнуть договор. Например, предоставление определённого срока арендаторам для переезда в другое помещение, возврат выплаченных платежей авансом, возможность предоставления помещения после проведения реконцепции и т.д.
Это позволит снизить риски предъявления претензий со стороны арендаторов и проведения судебного разбирательства.
2. Определить достаточность мощностей инженерного оборудования и сетей как внутри здания, так и точек подключения к центральным городским сетям
Кондиционирование, вентиляция, электроснабжение, освещение и др. именно от этих показателей зависит пригодность здания для дальнейшей его эксплуатации в качестве объекта торгового центра. А они и их качество, в свою очередь, зависят от мощности сетей как внутри здания, так и точек подключения к центральным городским сетям.
Также, например, в торговых центрах как правило находится продуктовый магазин, который нуждается в большом количестве холодильного оборудования. Для работоспособности оборудования и необходимо определить достаточную мощность сетей внутри здания.
При этом в торговом центре размещаются рестораны, кафе, фуд-корт, магазины электронной техники, магазины одежды и т.д., которые также нуждаются в мощном инженерном оснащении.
3. Определить объем строительных работ
На объем влияют выводы по п. 2, а также перераспределение площадей между магазинами, новые перегородки, соединения, или просто смена вывесок, переподключение и т.д.
4. От объема строительных работ полностью зависит и объем разрешительной документации, сроки реализации проекта, а также какой квалификации сотрудников нужно иметь в штате
Реконцепция, помимо новой идеи бизнеса, заключатся еще и в строительных работах. Зачастую собственники прибегают к следующим видам:
- реконструкция объекта недвижимости (изменения назначения объекта недвижимости и др.),
- текущий ремонт (проведение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, работ по предотвращению износа объекта недвижимости и др.),
- модернизация (выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств объекта недвижимости и др.),
- техническая модернизация (прокладка или замена отдельных внутренних инженерных сетей и др.) для объектов административного назначения,
- иногда даже необходим и снос объекта и т.д.
При этом необходимо соблюдать установленные законодательством правовые процедуры для каждого вида строительных работ: получение разрешительной документации, разработка предпроектной и (или) проектной документации и т.д., возможность осуществления той или иной строительной работы в торговом центре.
5. Обратиться к внешним специалистам
Есть варианты создания строительного управления внутри, а можно получить комплексное управление на аутсорсе, обратившись, например, к внешним специалистам.