По оценкам компании Capital Times Investment Advisory, годовой объем рынка детских товаров в Беларуси составляет $630 млн. К 2022 году прогнозируется падение на 3,5% — до $610 млн.
Такие цифры в интервью порталу TUT.by сообщил директор компании «ДПМ», которая управляет магазинами «Буслік» Сергей Мисяченко.
В Capital Times говорят, что самое высокое потребление детских товаров приходится на возрастную группу 5−9 лет ($222 млн). Затем следует возраст 0−4 года ($219 млн) и категория 10−14 лет ($189 млн).
В ближайшее время из-за падения рождаемости прогнозируется падение рынка в категории «новорожденные» и рост в категории от 4 до 14 лет. Поэтому в целом количество детей от 0 до 14 лет в ближайшие годы останется прежним, а значит, и рынок детских товаров останется на том же уровне.
По мнению Сергея Мисяченко падение рождаемости в Беларуси и на смежных рынках является одним из важнейших вызовов для его бизнеса. За последние три года рождаемость упала на 30%. В прошлом году в Беларуси родилось 95 тыс. детей, в нынешнем будет чуть больше — около 80 тыс. А еще несколько лет назад было 120 тыс.
В вязи с этим через 5−7 лет рынок детских товаров ожидает глобальное падение. Прироста не будет — тридцать лет назад была демографическая яма, распался Советский Союз, рождаемость упала.
Сегодня в Беларуси игроков в данном сегменте становится больше, а потребителей — меньше. Кому-то придется уйти.
Так в прошлом году в Беларусь пришла российская сеть «Детский мир», которая работает в нашей стране под ТМ «Детмир». До конца года она планировала открыть 10 магазинов, но на текущий момент пока работает всего 6.
Также в Беларуси представлены такие мировые бренды как H&M, Inditex (Zara, Bershka, Pull and Bear), LPP (Reserved, Mohito, House, Cropp), в ассортименте которых есть детская одежда.
По оценкам Сергея Мисяченко, сейчас главный тренд в детском ритейле — переключение потребителя на магазины у дома и на e-commerce. На соседних рынках этот переход — в активной фазе, Беларусь это ждет в ближайшие пять лет. В итоге у ритейла появляются избыточные площади, избыточный ассортимент в офлайне.
В онлайне прежде всего приходится конкурировать с AliExpress и Wildberries, которые проникают буквально во все категории. Т.е. глобальные интернет-площадки являются конкурентами для всех ритейлеров в Беларуси. Наращивать количество магазинов и площадей — это тупиковый путь.
Доля онлайн-продаж в сегменте детских товаров постоянно растет. В США и Англии она уже достигла 25−26%, в Польше — 20%. Ближайшая цель перспектива для Беларуси — выйти на 10%. Сегодня доля онлайна в продажах «Буслiк» не превышает 4%.
К конкурентам сетевой детской рознице топ-менеджер также относит рынки и магазины секонд-хенд, которых становится все больше и они имеют ряд льгот: нет контроля государства, фактически нет, нет сертификации, льготная растаможка.
Негативное влияние на отрасль, по мнению Сергея Мисяченко, также оказывает развитие шеринговых проектов. Это приводит к тому, что молодые родители предпочитают покупать товары, бывшие в употреблении Так на рынке много качественных колясок, кроваток, которые за год использования абсолютно не теряют своих потребительских качеств.