Рынок торговой недвижимости в позитиве, ожидается ввод более 190 тыс. кв. м торговых площадей

16.01.2024
Рынок торговой недвижимости в позитиве, ожидается ввод более 190 тыс. кв. м торговых площадей
Все рекламные возможности портала belretail.by

Консалтинговая компания КОЛЛИЕРЗ представила краткий отчет о ситуации на рынке торговой недвижимости. Эксперты констатируют возобновление девелоперской активности. В ближайшие 1-1,5 года ожидается ввод более 190 тыс. кв. м торговых площадей.

В наступившем году планируется запустить ТРЦ «Авиа молл», «Призма» и «Червенский». Ожидается, что в начале 2024 года введется ТРЦ «Гудвил», а ТРЦ «Мега Парк» в январе приобрел нового собственника. Им стала крупная девелоперская компания «Сигмаполюс».

Динамика общего стока

Несмотря на ввод 25,0 тыс. кв. м новых площадей сток коммерческой торговой недвижимости Минска в IV кв. 2023 г. снизился на 5,7 тыс. кв. м по сравнению с III кв. 2023 г. Снижение произошло в связи с реконцепцией ТРЦ «Глобус парк», 30,7 тыс. кв. м торговых площадей которого переведены в разряд производственно-складской недвижимости. В результате на конец 2023 года предложение торговых площадей в Минске составляет 1 466 тыс. кв. м.

В IV кв. 2023 г. сделки купли-продажи с торговой коммерческой недвижимостью площадью от 500 кв. м в Минске не осуществлялись.

 Перспективы развития рынка торговой недвижимости за 4 квартал 2023 года

Динамика нового предложения

В IV квартале 2023 г. введено 25,0 тыс. кв. м торговых площадей: 21,0 тыс. кв. м в Первом национальном торговом доме на пр. Независимости, 134 и 4,0 тыс. кв. м во 2- корпусе ТРЦ «Тивали» на ул. Притыцкого, 29.

 Перспективы развития рынка торговой недвижимости за 4 квартал 2023 года

Спрос

Умеренно-позитивный спрос на торговую недвижимость сохраняется. В части открытия новых объектов активность проявляли в основном  продовольственные операторы. Так, открылся Unistore в ТРЦ «Сеница», «Санта» в Минск Мире, первый дискаунтер сети «Вожык» в Минске, из непродовольственных операторов –«Спортмастер» в ТРЦ Galileo.

 Перспективы развития рынка торговой недвижимости за 4 квартал 2023 года

Ставки

Диапазон ставок в белорусских рублях увеличивается из-за применения различных механизмов их начисления и индексации, в то время как арендные ставки в евро сохраняются на уровне 12-60 евро/кв. м/мес. за торговые площади 50-250 кв. м. Ставки аренды имеют все предпосылки к росту на уровне 10% в качественных и успешных объектах в ближайшей перспективе.

 Перспективы развития рынка торговой недвижимости за 4 квартал 2023 года

* Для удобства восприятия ставки аренды приведены в евро за 1 кв. м/мес. без НДС, эксплуатационных расходов и коммунальных платежей.

Вакантность

Вакантность, рост которой в 2023 году был связан в основном с вводом новых торговых площадей, снизилась до 10%. Большинство новых объектов за 1,5-3 года справились с высокой вакантностью, а Первый национальный торговый дом введен уже полностью заполненным. Дополнительное влияние на снижение вакантности оказывает реконцепция крупных объектов и их вывод из стока (например, ТРЦ «Глобус парк»).

 Перспективы развития рынка торговой недвижимости за 4 квартал 2023 года

Международное сравнение

Обеспеченность торговыми площадями в Минске находится на хорошем уровне, а развитие ритейла сопоставимо с соседними странами и продолжает развиваться. Рост уровня вакантности в Минске, Москве и Санкт-Петербурге стал следствием нового ввода на фоне санкционных ограничений, но уже к концу 2023 году ситуация стала выравниваться.

Арендные ставки в странах Балтии и Варшаве достаточно стабильны. В то же время в Минске, Санкт-Петербурге и Москве они подвержены колебаниям за счет различных механизмов индексации.

 Перспективы развития рынка торговой недвижимости за 4 квартал 2023 года
 Перспективы развития рынка торговой недвижимости за 4 квартал 2023 года

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1. Масштабная реконцепция и реконструкция устаревших торговых центров: повышение развлекательной составляющей, энергоэффективности, социальной вовлеченности либо их перевод в другие виды недвижимости.

2. Переориентация в районные агломерации и развитие ритейл-парков.

3. Уменьшение размера и формата вновь создаваемых торговых объектов. Время гигантомании прошло.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: