Все
рекламные возможности портала belretail.by
«Недавно опубликованный отчет компании Colliers International Belarus об итогах развития рынка торговой недвижимости Беларуси за первую половину 2017 года производит тягостное впечатление, — считает Дарья Кухаренко, эксперт в области коммерческой недвижимости и специалистом по развитию украинской сети ТРЦ под брендом Smart Plaza. — Кажется, что читаешь медкарту пациента, который находится в коме: никаких ярких событий, никаких планов на светлое будущее».
Отдельным прорывом столетия стали новости о приходе на рынок Беларуси компании Inditex. И это, безусловно, круто!
Немного о себе: уже более 5 лет назад уехала из Республики Беларусь в Украину, сменила телеком на недвижимость и успела уже очень хорошо изучить и полюбить данную отрасль. За время работы в Украине поучаствовала на стороне заказчика в развитии таких торговых объектов как Ocean Plaza – Киев, MEGANOM – Симферополь, сейчас занимаюсь развитием сети ТРЦ под брендом Smart Plaza. Помимо коммерческой недвижимости, являюсь экспертом в жилой недвижимости.
Во-первых, рынок коммерческой недвижимости Украины реально крут! Несмотря на все события в стране он развивается и качественно изменяется. Здесь есть целая серия мега-крутых объектов и девелоперов с очень смелыми и правильными подходами, есть очень искушенные и избалованные потребители и очень амбициозные ритейлеры.
Но вернемся к Беларуси и посмотрим на все по порядку.
Сначала об INDITEX
Они сейчас лидеры ритейла в мире, и их приход сложно переоценить. Но то, как они открылись и в каком ТРЦ, наводит на определенные размышления и позволяет сделать выводы уже обо всей отрасли.
Весь рынок коммерческой недвижимости это рынок девелоперов — именно они определяют, какой будет или не будет вся отрасль ритейла в стране в целом. Именно их профессионализм и видение мировых трендов, готовность играть «в долгую» и позволяют нам, покупателям, получать удовольствие от покупок дома, а не в ближайших Вильнюсе или Варшаве. Торговые сети всего лишь арендуют площади, которые для них построили, или, как в случае с Беларусью, не арендуют…
Рынок в Беларуси весьма привлекателен для международных сетей: высокая, по сравнению с большей частью России и Украины, покупательская способность, прозрачные правила, которые работают для всех одинаково, практически полное отсутствие «серых» схем уже давно сделали Беларусь привлекательной для сетевиков. Они же видят, сколько ежегодно мы покупаем их товаров в той же Литве, поэтому решение о входе на рынок они приняли бы легко, если бы не одно НО!
В БЕЛАРУСИ НЕТ ПРИЛИЧНЫХ ТРЦ, В КОТОРЫХ ОНИ МОГЛИ БЫ ОТКРЫТЬСЯ
И это не фигура речи, при всем обилии новых объектов недвижимости, которые построены в стране за последние годы, требованиям международных операторов отвечают, да и то с натяжкой, всего 1-2 объекта.
И вот это уже вопрос к профессионализму беларусских девелоперов и их пониманию своего бизнеса: они не смотрят, что делают их коллеги в мире, у них свой путь. Именно им они идут, строя в 2017 году объекты, которые были устаревшими еще в 2005-м. Поэтому и открылась ZARA в единственном торговом центре, который построил зарубежный девелопер, да и то, если честно, к этому ТРЦ есть масса вопросов.
Почему у нас строят плохо?
- Потому что в Беларуси нет нормальных консультанов по созданию концепций торговых центров.
- Девелоперы не готовы платить за экспертизу консультантам, поэтому и нет в стране крутых специалистов.
Образовался замкнутый круг….
Я не знакома с беларусскими девелоперами лично и никогда не стремилась, я осязаю их мировоззрение в их детищах — торговых центрах. Я ощущаю их отношение ко мне как потребителю и к их арендаторам, просто пройдясь по галереям их объектов. Основываясь именно на этом потребительском опыте, берусь сделать вывод, что их бизнес-стратегия и «бизнес-мудрость» укладывается в 2 простые схемы:
- Зачем что-то менять, если это работало 3-5-10 лет тому назад, то сработает и сейчас.
- Зачем мне консультанты? Если они такие умные, то почему такие бедные? Я же смог без них денег заработать на стройку? Зачем платить им за воздух, сам разберусь или сделаю как у Пети, Васи, Димы и т.д. (поставить нужное имя конкурента или кумира , которое является бенчмарком успеха для данного девелопера).
В итоге в стране куча коробок, в которые не хотят заходить ни арендаторы, ни покупатели, дефицит качественных форматов торговли, а для потребителей это значит только одно — если человеку нужен шоппинг, от которого получишь удовольствие, а не просто купишь шмотку, потому что надо, то опять в Вильнюс или Варшаву!
Дорогие читатели портала belretail.by!
Пишите в редакцию на info@belretail.by, в комментариях к этому материалу, или в комментариях в Facebook-акаунте портала, какие темы про коммерческую и жилую недвижимость вам интересны, обещаю поделиться опытом и мнением.
Поделиться в социальных сетях: