Согласно итоговому отчету компании Colliers International Belarus, за первую половину 2017 года на рынке торговой недвижимости Беларуси появилось только 3 достойных внимания торговых центра. В целом прирост предложения арендуемых площадей составил 64,4 тыс. кв. м, или 5,3%.
По оценкам экспертов Colliers International Belarus, потребительский рынок в начале 2017 года следовал тенденциям, сложившимся в период конца 2014-2016 гг., направленным на замедление темпов роста. С середины II квартала появились положительные тенденции, которые стали первыми сигналами улучшения общей ситуации в экономике, что, в свою очередь, также положительно отразится на торговле.
Новые торговые площади
В I полугодии 2017 года в городе Минске не было большого числа вводов новых объектов. Ввелось только 3 достойных внимания торговых центра. При этом один из объектов – давно ожидаемый на рынке крупныйторговый центр Green City. Объект функционирует еще не в полном объеме, но продовольственный гипермаркет и ряд объектов галереи уже обслуживают покупателей.
В целом прирост предложения арендуемых площадей составил 64,4 тыс. кв. м, или 5,3%.
В текущий период Мингорисполком изъял участок у застройщика ТРЦ Gulliver в связи с отсутствием строительных работ по объекту. Этот объект заявлялся и переносился по срокам ввода уже несколько раз. В том числе как возможный срок ввода отмечался и 2017 год, но никаких подвижек не было и, пока не разрешится ситуация с властями, не будет.
Регионы
За прошедший период 2017 года темп роста РТО перешел в положительную плоскость в большинстве регионов страны. В I полугодии 2017 года в ряде городов появились новые объекты. Причем это были довольно крупные и интересные объекты: в Гродно был введен в эксплуатацию торговый центр сети «Материк». На современном этапе это крупнейший торговый объект сети в Беларуси. Его общая площадь практически 13,5 тыс. кв. м. В Могилеве открылся торговый центр «Планета Green», площадь которого составляет свыше 11,6 тыс. кв. м. Название торговый центр получил от якоря – супермаркета сети Green. В Витебске открылся торговый центр «ТриО» общей площадью 13 тыс. кв. м.
Спрос
В I полугодии 2017 года спрос на торговую недвижимость был достаточно стабильным, без намеков на ажиотаж. В числе арендаторов в этот период были как розничные сетевые операторы, так и сохранили активность предприятия общепита.
Кроме уже привычных сетей, широко представленных в большинстве популярных торговых центров, были и новые арендаторы. В частности, в ТРЦ Galleria Minsk открылся магазин Reserved площадью более 2 тыс. кв. м. Там же открылся первый в Беларуси магазин Cropp. Еще из новых открытий – первый фирменный магазин брэнда Xiaomi, открывшийся в ТРЦ Dana Mall.
Следует отметить и существовавший спрос со стороны сетей, выступающих якорями в торговых центрах. В частности, в этот период открылись новые объекты сетей Green в ТРЦ Green City и Bigzz в ТЦ Stella.
По данным Colliers International, структура спроса на торговые площади длительное время остается стабильной. Но все же заметно некоторое увеличение доли объектов, арендующих площади свыше 50 кв. м, да и в целом заметна тенденция укрупнения площадей, что можно связать в том числе с упавшими ставками и выросшим предложением как по рынку в целом, так и с ростом самих арендаторов, приходом на рынок новых серьезных компаний, сменой потребительских предпочтений – все большей ориентацией на современные торговые форматы.
Ставки аренды и вакантность
Ставки арендной платы стабилизировались еще в 2016 году, поэтому в I полугодии 2017 года никаких существенных изменений на рынке не произошло. Размеры ставок, если рассматривать их в среднем по рынку, не изменились. Были изменения по отдельным конкретным объектам.
Вакантность в I полугодии 2017 года в среднем по рынку сохранилась на уровне конца прошлого года. При этом наблюдались отдельные факты ротации арендаторов и закрытия магазинов. Некоторые объекты в процессе ротации теряли значимых арендаторов и серьезно страдали от роста вакантности.
Из давно действующих объектов уровень вакантности выше среднерыночного показателя в этот период сохранялся в таких торговых центрах, как «МОМО», «Арена-Сити», «Титан», OUTLETO. Также довольно высокую вакантность имело большинство торговых центров первых поколений.
При этом есть объекты, где вакантность или отсутствует, или свободны только отдельные единичные помещения. Например, к числу успешных можно отнести такие объекты, как ТРЦ Galileo, большинство ТЦ «Корона», ТЦ Globo и некоторые другие.