Первые полностью автоматические постаматы появились в 2001 году. Их установила компания DHL — самая авторитетная логистическая служба. Они очень быстро завоевали признание, хотя были еще недостаточно автоматизированными. Чтобы получать посылки, нужно было регистрироваться и получать специальную карточку, а чтобы отправлять — покупать почтовые штампы. Но со временем все изменилось и теперь для пользования постаматом достаточно иметь мобильный телефон.
Технологии и в дальнейшем будут изменяться и улучшаться. Уже идут работы по разработке и настройке так называемых «Дронпоинтов», где товары конечному потребителю из автоматических точек хранения доставляются с помощью дронов. Также прорабатываются возможности использования мобильных постаматов, которые приезжают в ту локацию, в которой наиболее востребованы. Не выглядят фантастикой и продуктоматы – постоматы, обладающие возможностью поддерживать оптимальный температурный режим для хранения продуктов.
В Беларуси постаматы появились в 2018 году. Первопроходцем и популяризатором таких устройств стала РУП «Белпочта». На данный момент в стране установлено в пределах двухсот постаматов различных операторов. Нельзя сказать что их число неудержимо растет. Провайдеры постаматов столкнулись с рядом проблем:
- постаматы как способ доставки с маркетплейсов, например, были более актуальны в период пандемии. На данный момент вопрос с пандемией практически отпал и люди с удовольствием ходят в физические пункты выдачи товаров, благо самые популярные маркетплейсы не жалеют средств на поддержку открытия новых точек, а их открытие в Беларуси не сказать чтобы очень затруднительно.
- почтовые операторы устанавливали постаматы для того, чтобы уменьшить поток людей на выдаче зарубежных посылок, количество которых с 2020 года неуклонно падает. На количество входящих посылок может оказать влияние и то, что высока вероятность того, что с 1 апреля 2024 года будут сильно снижены лимиты беспошлинного ввоза товаров из-за границы.
- также большое влияние на удобство пользования постаматами уже сказался выбор локаций для их установки. Проанализировав ситуацию в Беларуси, можно смело сказать, что немалая часть устройств установлена в точках с низкой проходимостью и, соответственно, не пользуются спросом.
- сложность административных процедур также влияет удобство пользования. У некоторых операторов необходимо было посетить физический офис и подтвердить свою личность с помощью паспорта. Были вопросы и по перенаправлению посылок в постамат. Пользователю необходимо было следить за статусом посылки с помощью трек кода и успеть перенаправить отправление до момента его поступления на таможенный контроль.
Кроме вышеописанных типичных провайдеров постаматов существуют еще сферы бизнеса, где данный формат имеет хорошие перспективы. Например, для организаций, оказывающие бытовые (и другие) услуги для населения. Мы обсудили перспективы развития постаматов с Алексеем Калинчуком, собственником и директором сети реставрационных мастерских SkyCross, занимающихся чисткой, ремонтом, покраской обуви, сумок, курток и других аксессуаров.
«На данный момент мы уже установили 6 постаматов и не планируем останавливаться, еще 5 в процессе изготовления.
Мы устанавливаем постаматы на территории популярных рынков, торговых центров, крупных супермаркетов с учетом интересующей нас аудитории и географического расположения локации, внимательно просчитывая ожидаемый эффект. Небольшие габариты наших постаматов позволяют их устанавливать в проходных локациях. Необходимо только наличие розетки 220 вольт и 0,5 метра арендной площади. Для нас постаматы очень большое подспорье в работе. Они не зависят от человеческого фактора, вандалоустойчивы и работают 24/7 (или с учетом графика объекта, где они установлены).
В нашу бизнес-модель легко кладутся эти затраты на аренду, с учетом малой занимаемой постаматом площади. Соответственно мы гарантируем бесперебойную выплату арендной платы арендодателю. А я знаю, что у многих арендаторов периодически случаются с проблемы с оплатой аренды. Точки закрываются, арендодатель долго ищет новых арендаторов и все идет по кругу.
По сути, у нас и у арендодателя ситуация «вин-вин». Мы оказываем полезные бытовые услуги, которые привлекают людей в торговый центр.
Кроме того что постаматы привлекают посетителей сами по себе, мы большое внимание уделяем маркетингу. То есть владельцы торговых центров пользуются и нашими каналами маркетинга такими как сайт, таргет, геосервисы, блогеры, узнаваемость. У нас раскрученный инстаграм с более чем 80 тысяч активных органических подписчиков. И все это работает в том числе на арендодателя.
Как и говорил ранее, для нас постаматы это большое подспорье и мы планируем и дальше развивать это направление и готовы к постоянному сотрудничеству с торговыми центрами, крупными бизнес-центрами и другими интересными площадками».
Выводы
Тренд на постаматы никуда не денется. В мире их число неуклонно растет. Авторитетный аналитический ресурс Apex Insight приводит следующие данные:
«Мы выявили более 2,4 млн пунктов приема посылок и камер хранения по всему миру, включая почтовые отделения.
– Сюда входят более 1,2 млн пунктов обработки посылок и более 0,5 млн камер хранения вещей и товаров.
– Китай на сегодняшний день является крупнейшим рынком на котором сосредоточено более 40% всех пунктов обработки посылок по всему миру и более 80% банков-камер хранения.»
Постаматы не нужно списывать со счетов и в Беларуси. Рынок есть, они займут свою нишу в ближайшее время в Минске и областных городах. Нужно очень внимательно подходить к выбору локации, просчету загрузки, маркетинговой поддержке. Кроме того, нужно постоянно объяснять людям как работать с постаматами, пошагово вести просветительскую работу, чтобы пользователи их не боялись. Еще следует поработать над тем, чтобы люди делали выбор в пользу постаматов, разгружая пункты выдачи маркетплейсов, ведь нужный товар или посылку можно получить там, где человек работает, учится, ходит за покупками или отдыхает с семьей, вместо того чтобы специально выкраивать время на посещение ПВЗ.