Эксперты «Экономической газеты» проанализировали данные Белстата о продажах в розничной сети отдельных продовольственных и непродовольственных товаров и определили потребительские предпочтения и динамику покупательной способности беларусов.
Напомним, что индекс розничного товарооборота Беларуси в январе-марте 2022 г. составил 106,5% (к I кварталу 2021 г.), при том, что в экономике пошла отрицательная динамика, негативно влияющая на реальные доходы населения.
А непосредственно в марте, в котором надвигающийся экономический кризис из-за войны в Украине уже очевидно проявился, розничные продажи выросли на 19,6% к февралю, и на 11% – к марту прошлого года.
Товары продовольственной группы
В секторе продовольственных товаров индекс розничного товарооборота в январе-марте 2022 г. составил 105,5% (к январю-марту 2021 г.).
В самом же марте розничные продажи товаров продовольственной группы выросли на 12,1% – к февралю, и на 7,4% – к прошлогоднему марту.
Больше всего белорусы нарастили в I квартале 2022 г. (по сравнению с I кварталом 2021 г.) закупку сахара (на 41%) и гречки (на 38,6%), а ещё муки и риса (более чем на 30%), растительного масла и овсянки (почти на 30%).
Резкий рост продажи сахара может быть частично объяснён скупкой его в Беларуси россиянами, которые у себя дома устроили «сахарный ажиотаж» и дефицит сахара на фоне начала «военной спецоперации» в отношении Украины.
Но и белорусы, очевидно, также увеличили закупку сахара, и, как видим, не только (например, крупы, ведь она долго хранится, на 30%) – в ожиданиях «предвоенного дефицита», чем и увеличили общий объём розничных продаж продуктов.
С другой стороны, в I квартале 2022 г. сильно снизилась (в сравнении с I кварталом 2021 г.) продажа мяса (почти на 10%, а говядины – на 17,6%).
Но больше всего упали объёмы продаж томатов, которые в этот период года всегда дорогие, тепличные (подорожали, к тому же, импортные томаты вследствие резкого роста курса доллара в первой половине марта).
Но если сравнить объём розничных продаж продуктов питания в I квартале 2022 г. с I кварталом 2019 г. – далеко докризисным, до ковид-пандемии, политического кризиса и санкций, то окажется, что больше всего выросла в Беларуси – продажа муки.
А вот говядины белорусы стали покупать за 3 года кризисов намного – более чем на 40% – меньше (всего мяса – на 9,3%).
Пить белорусы стали тоже меньше, но именно – плодовых вин (что можно считать положительным моментом) и фруктовых и овощных соков (а это – отрицательным).
Товары непродовольственной группы
Наиболее примечательным оказался в I квартале 2022 г. сильный прирост продажи непродовольственных товаров.
Индекс розничного товарооборота в этом секторе (к I кварталу 2021 г.) составил 107,6%.
А в марте зафиксирован просто взрывной рост – на 14,4% (к марту прошлого года), а месячный прирост, к февралю – 27,2%.
Из товаров, представленных в соответствующей статистике Белстата, больше всего выросли в I квартале 2022 г. (по сравнению с I кварталом 2021 г.) розничные продажи холодильников и морозильников – на 63,7%: совершение отложенной ранее покупки бытовой техники в преддверии ожидаемого роста цен на них из-за девальвации, что была в первой половине марта.
Очевидно, что продажи таких импортных изделий как смартфоны, планшеты и т.п. выросли ещё больше, но в статистике Белстата нет информации о таких товарах.
Отдельно стоит отметить прирост продажи цемента и пиломатериалов. Здесь – это результат повышения покупательной способности населения с кризисных 2020-21гг. – люди начали, было, готовиться к личным стройкам в 2022 г.
Подросли немного даже продажи легковых автомобилей. Выросли за год (I квартал к I кварталу) продажи абсолютного большинства непродовольственных товаров.
Из представленных Белстатом позиций снизились лишь продажи чулочно-носочных изделий и кожаной обуви, и то незначительно.
В сравнении же с докризисным периодом больше остальных претерпели снижение продажи легковых авто: за последний год (некалендарный: 4 квартала, с II квартала 2021 г. по I квартал 2022 г.) их продано на 44,8% меньше, чем в 2019 г. – прямое следствие кризисов и негативных ожиданий населения.
Но есть множество товаров, объёмы продаж которых в розничной сети значительно увеличились с 2019 г.
Доля отечественных и импортных товаров, проданных в рознице Беларуси
Большинство продовольственных товаров, продаваемой в розничной сети Беларуси – отечественного производства, многие – «местные на 100%».
Но много продуктов, которые в основном импортные, или даже на 100% импортные – по природно-климатическим условиям произрастания, прежде всего.
А вот доля продажи импорта в группе непродовольственных товаров в розничной сети Беларуси намного больше, чем в продовольственном секторе. Да и «на 100% отечественные» дизтопливо и бензин – выработаны из импортной нефти.
«Самый отечественный» товар, и сырьё для изготовления которого – местное, это – пиломатериалы. Хотя там есть и почти 11%-я доля импорта.
Но если проследить в динамике удельный вес отечественных товаров, проданных в организациях розничной торговле Беларуси, то окажется, что он падает, но больше – в непродовольственном секторе. В продовольственном – доля немного выросла.
В I квартале 2020 г. она в целом по рознице стала уже наименьшей за, как минимум, 4 года (для этого периода года):
- по всем товарам: в 2018 г. – 63,1%, в 2022 г. – 58,2%
- продовольственным: в 2018 г. – 79,1%, в 2022 г. – 76,1%
- непродовольственным: в 2018 г. – 43,3%, в 2022 г. – 38,9%.