Как спутниковые технологии помогают онлайн-ритейлерам оптимизировать затраты

27.12.2016
Как спутниковые технологии помогают онлайн-ритейлерам оптимизировать затраты
Все рекламные возможности портала belretail.by

Согласно данным Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) торговли Республики Беларусь, на середину текущего года в стране было зарегистрировано более 16,5 тысяч интернет-магазинов. При этом многие исследовательские агентства, а также локальные ритейлеры говорят о том, что в ближайшее время белорусский рынок e-commerce покажет активный рост. Так в планах мэрии Минска увеличить к 2020 году долю интернет-торговли в розничном товарообороте с 2% до 8-10%.

Постоянно растущая конкуренция и борьба за потребителя заставляет игроков рынка более внимательно относиться к издержкам и оптимизировать расходы, в том числе на транспортировку товаров со склада компании до места продаж. В зависимости от количества доставок в день и структуры компании-ритейлера, экономия на транспортных перевозках может быть достигнута тремя путями:

1. За счет сокращения количества персонала либо перевода курьеров с фиксированного оклада на процент от продаж.

Этот инструмент может дать неплохую экономию в краткосрочной перспективе, однако без дальнейшего планирования и оптимизации работы оставшихся сотрудников может спровоцировать ухудшение качества сервиса (задержки в доставке товаров из-за небольшого штата, невозможность клиента получить заказ в тот временной интервал, который удобен ему и, как следствие, – отказ от покупки).

2. С помощью сторонних грузоперевозчиков.

В некоторых случаях работать со сторонними компаниями выходит дешевле, чем содержать собственный автопарк, однако качество их работы также нужно контролировать, иначе это может сказаться на качестве доставляемого товара, отношении покупателя к компании и прибыли ритейлера.

Кроме того, в Беларуси законодательно запрещено транспортным и логистическим компаниям принимать наличные платежи за товары интернет-продавца или получать почтовую лицензию. Т.е. интернет-магазины вынуждены строить свою систему доставки.

3. За счет автоматизации и подключения систем транспортного мониторинга.

Благодаря гибкости современных систем мониторинга транспорта, они могут использоваться в компаниях различного размера и структуры: от небольших магазинов до крупнейших игроков рынка. При этом многие решения для транспортного мониторинга способны не только контролировать перемещение транспортных средств, но и оптимизировать многие процессы службы доставки (например, автоматически создавать ежедневные маршруты и назначать на них водителей).

Почему системы транспортного мониторинга популярны у ритейлеров?

 интернет-торговля e-commerce логистика системы транспортного мониторинга

Как пояснил belretail.by Александр Кувшинов, директор дивизиона Wialon, экономия при подключении системы GPS/ГЛОНАСС мониторинга достигается за счет синергии таких факторов, как:

1. Экономия топлива

Согласно внутренним исследованиям Gurtam, компании-разработчика системы мониторинга Wialon, белорусские водители часто промышляют сливом топлива с корпоративных автомобилей. Особенно это касается перевозок крупногабаритных грузов на большие расстояния: техники, мебели, автомобилей и запчастей к ним.

 интернет-торговля e-commerce логистика системы транспортного мониторинга

«Благодаря внедрению системы спутникового мониторинга, компании могут сократить свои расходы на топливо на 10% - 50%, – рассказывает Евгений Глазов, директор «НьюАпекс», компании-интегратора систем спутникового мониторинга в Беларуси. – Сэкономленные средства ритейлеры могут направить на маркетинг, закупки новых товаров либо расширение торговой площади магазинов, если речь идет об оффлайн-продавцах». 

2. Аналитика маршрутов

Современные системы транспортного мониторинга могут не только прокладывать максимально эффективные маршруты от точки А до точки Б и, как следствие, уменьшать ежедневный пробег авто, но и идентифицировать использование сотрудниками служебного автомобиля в личных целях. Полученная статистика позволяет ритейлерам выявлять недобросовестных работников и применять к ним соответствующие санкции.

 интернет-торговля e-commerce логистика системы транспортного мониторинга

3. Снижение амортизации и стоимости обслуживания

Как известно, чем агрессивнее стиль вождения, тем выше износ автомобиля и тем чаще требуется замена расходников. Умные системы телематики могут получать данные напрямую с бортового компьютера и в режиме реального времени следить за качеством вождения авто. Например, по данным международного исследовательского агентства Berg Insight, 2016 г., Wialon, одна из самых популярных на территории СНГ систем для транспортного мониторинга, имеет встроенный модуль Eco Driving и может оценивать стиль вождения автомобиля по таким параметрам, как ускорение, торможение, превышение скорости, резкие повороты. Получая актуальную информацию от системы, владелец автопарка может быть уверен в сохранности доставляемого груза и безопасности перевозок. Также он может  находить сотрудников, постоянно нарушающих правила дорожного движения, и непосредственно влиять на снижение амортизации автопарка.

 интернет-торговля e-commerce логистика системы транспортного мониторинга

4. Противодействие кражам и угонам

При перевозке дорогостоящих грузов ритейлерам крайне важно быть уверенными, что товары прибудут в точку назначения в целости и сохранности. На современном рынке телеметрии представлено огромное количество оборудования, способного контролировать безопасность перевозок: от датчика открытия, который устанавливается на опломбированные грузовые контейнеры, до тревожной кнопки в кабине водителя, при нажатии на которую машина отправляет диспетчеру сигнал «SOS» и вызывает к месту происшествия спасателей либо наряд милиции.

Мониторинг транспорта в Беларуси и за рубежом

В Европе и США рынок транспортного мониторинга активно развивается в течение последних 10 лет.  По данным исследовательского агентства Markets and Markets, к 2022 году международный рынок спутникового мониторинга транспорта вырастет больше чем в 2 раза – с  9,5 до  27,9 миллиардов долларов. Увеличивается спрос на программы для управления автопарком и в России. Например, системами для GPS-мониторинга транспорта пользуются такие крупные игроки рынка, как «РосАгро», «Газпром», «Лукойл» и «Роснефть».

 интернет-торговля e-commerce логистика системы транспортного мониторинга

В Беларуси, по сравнению со странами-соседями, решения для транспортного мониторинга пока менее популярны. При этом подавляющее число клиентов, их использующих, – это частные компании. Есть среди поклонников транспортного мониторинга и белорусские ритейлеры: «Алми», «Евроопт» «E-доставка», «5 элемент», «Электросила».

«Решениями спутникового мониторинга, как правило интересуются те компании, которые нацелены на максимальную эффективность деятельности и хотят контролировать сохранность товара при доставке, – комментирует Александр Кувшинов, директор дивизиона Wialon. – Одна компания, например, обратилась к системе Wialon после того, как один из ее водителей во время рейса забыл закрыть дверь кузова автомобиля. Когда он тронулся, из машины на дорогу стали вываливаться коробки с хрупким дорогостоящим грузом. Чтобы такая ситуация больше не повторилась, компания обратилась к нам, и мы оборудовали ее автомобили датчиками открытия/закрытия дверей».

 интернет-торговля e-commerce логистика системы транспортного мониторинга

Как к Wialon подключили «E-доставку»

В 2014 году торговая сеть «Евроопт» открыла для клиентов новый сервис – доставку продуктов на дом. По сути «Е-доставка» стала первым полноценным продовольственным онлайн-магазином в Байнете.  В тот период, когда большинство магазинов работали по принципу «с сегодня на завтра», «Е-доставка» предложила клиентам возможность получать товары в течение нескольких часов после заказа: в любой день недели, с 7:30 утра и до 00:30 ночи.  Такой формат работы предполагал не только существование обширного автопарка, но и эффективную координацию работы курьерской службы.

Чтобы обеспечить клиентам высокий уровень сервиса, для «Е-доставки» было крайне важно контролировать такие показатели, как:

1)Соблюдение заявленного времени доставки.

2)Соблюдение температурного режима при перевозке продуктов питания.

Также представители компании были заинтересованы в получении информации о потреблении топлива и определении сливов горючего из бака.

Для решения задачи по контролю перемещений автопарка и сохранности груза представители «Е-доставки» обратились к компании Gurtam, разработчику ПО Wialon. Настройку и подключение оборудования к автомобилям выполнила компания «НьюАпекс».

Рассказывает Евгений Глазов, директор ООО «НьюАпекс»:

«Когда «Е-доставка» обратилась к нам, часть автомобилей компании уже была оборудована необходимыми датчиками. В процессе работы мы произвели настройку этих приборов и подключили их к системе Wialon. Также мы оборудовали датчиками те автомобили, на которых они ранее отсутствовали (в том числе установили датчики температуры в грузовые отсеки).   Для контроля расхода топлива было решено не ставить отдельные датчики в безнобаки, а использовать информацию прямо с бортовых компьютеров автомобилей. Таким образом, данные об интересующих заказчика параметрах собирались GPS-трекером и отправлялись в систему Wialon, где обрабатывались и отображались в виде понятных для диспетчеров «Е-доставки» таблиц и графиков.  Это позволило компании в режиме реального времени получать информацию о передвижении всех автомобилей, а также контролировать соблюдение температурного режима при перевозке продуктов».

С увеличением зоны доставки у клиента возникла необходимость привлекать к работе сторонних перевозчиков. К сожалению, машины подрядчиков не были оборудованы необходимыми датчиками, поэтому для контроля заявленных условий перевозки, было решено использовать выборочный мониторинг с помощью беспроводных GPS-устройств. Заказчик остановил свой выбор на модели Tetis-R – благодаря широкому набору функций этот трекер способен в режиме реального времени передавать данные о местоположении машины, открытии/закрытии дверей грузового отсека, уровне освещенности, влажности и температуры в грузовом отсеке, а также, с помощью встроенного акселерометра, фиксировать неосторожную погрузку/разгрузку товара.

В результате контрольных замеров удалось определить, что не все перевозчики реально соблюдают заявленные температурные режимы при транспортировке товара. Так, например, в одной из машин перевозка осуществлялась при температуре +12°C, в то время как максимально допустимой являлась температура в +4°C – водитель намеренно отключил охлаждение грузового отсека, чтобы сэкономить бензин. Подобные нарушения, к сожалению, не редки, и они могут привести к серьезным потерям со стороны ритейлеров: в некоторых случаях повышение температуры даже на пару градусов может привести к порче целой партии товара.

Информация, полученная во время проверки подрядчиков, позволила «Е-доставке» идентифицировать перевозчиков, допускавших нарушения, и прекратить с ними сотрудничество.

Кому еще могут быть полезны решения транспортного мониторинга

Системы транспортного мониторинга обладают широким функционалом и высокой гибкостью, поэтому могут быть настроены для использования любыми компаниями, у которых есть парк транспортных средств. Клиентами решения могут быть в том числе строительные и сельскохозяйственные компании, перевозчики, страховые фирмы и медицинские учреждения. 

Что касается сферы ритейла, то наибольшую прибыль из использования решений для транспортного мониторинга могут извлечь компании, которые работают по системе дропшиппинга либо занимаются продажами техники, продуктов питания, лекарственных веществ, цветов, хрупких товаров, а также ювелирных изделий.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: