Как сегодня трансформируются форматы в розничной торговле?

04.10.2022
Как сегодня трансформируются форматы в розничной торговле?
Все рекламные возможности портала belretail.by

На прошлой неделе в Минске прошел бизнес-форум по управлению ассортиментом FMCG CATMAN BELARUS 2022, организатором которого выступила группа компаний «РитейлМаркетинг». Елена Кучихина, эксперт-практик в области магазиностроения, разработки форматов и концепций для торговых сетей рассказала о трансформации форматов в современном ритейле.

Belretail.by приводит основные тезисы выступления спикера.

Елена Кучихина (Москва)

Эксперт-практик в области магазиностроения, разработки форматов и концепций для торговых сетей. Эксперт в области проектирования, дизайна и создания продающей атмосферы в ритейле.

Потребитель

Все, что мы делаем в части розничного формата – мы делаем для потребителя. Именно он определяет то, что будет происходить с форматами магазинов в ближайшее время, как они будут трансформироваться, и что ритейлеры должны изменить.

Покупателю сегодня сложно: растет тревожность, растет напряжение, он испытывает много негатива. Все это приводит к тому, что покупатель начинает сдвигаться в сторону традиционных ценностей и консервативного поведения. Так происходит на всех рынках и во всех странах. В случае нестабильности, тревожности и опасности все люди занимают позицию, способствующую максимальному выживанию, а это всегда традиционные нормы и правила поведения.

Вместе с тем, в ходе рутинных покупок покупатель стремится выжать максимум из каждого потраченного рубля, начинает искать дополнительную эмоциональную «выгоду».  В этой ситуации он не покупает самое дешевое, он предпочитает покупать самое выгодное с точки зрения потребительских свойств и цены, а также дополнительно получить положительные эмоции. Испытывая большую информационную нагрузку и негатив, покупатель будет выбирать простые решения.

Сегодня можно утверждать, что потребитель перестал думать брендами, он начал думать решениями и готов рассматривать альтернативы.

Таким образом, с точки зрения потребителя мы видим нарастающее экономное потребление и рационализацию в эпоху «экономики впечатлений».

Сейчас в сознании потребителей уживаются противоречивые вещи, и это необходимо учитывать ритейлерам в своем бизнесе.

В результате этого круг трансформации форматов переходит в спираль, когда на каждом витке ритейлер должен давать больше и двигаться быстрее. Жизнь в ритейле – это постоянное движение вперед.

Сейчас принципиально меняются сроки жизни формата

Если раньше срок жизни формата был не менее 10 лет, а иногда достигал и 18-20, то сейчас уже через 5-7 лет он начинает устаревать. Это значит, что круг запуска изменений фактически начинается тогда, когда торговая сеть открывает новый или усовершенствованный магазин.

Когда необходимо менять формат?

  1. В случае изменения ключевых (значимых) параметров формата.
  2. Изменился потребитель.
  3. Изменились внешние условия, возможности, угрозы.
  4. Изменилась внутренняя среда в организации.

Все это необходимо рассматривать во взаимосвязи.

Визуально потребитель воспринимает формат через концепцию. Но время жизни концепции также стремительно сокращается. Сегодня это не более 4-5 лет.

Когда необходимо менять концепцию и визуальный облик магазина?

  • Как только перед ритейлером встает вопрос о смене формата, сразу возникает вопрос о пересмотре концепции.
  • Концепция может морально устареть и потребовать изменений.
  • При ребрендинге торговой сети, как правило, меняется концепция магазинов.
  • При выходе на новые рынки.
  • При выходе в новую категорию или несколько категорий.
  • При смене трендов рынка.
 трансформация форматов в розничной торговле

Что же происходит с ритейл-форматами в текущих условиях?

Гипермаркеты

Этот формат сегодня испытывает самое большое падение покупательской активности, поэтому гипермаркеты вынуждены усиливать в первую очередь категорию «фреш», добавлять и развивать уникальные категории и дополнительные сервисы.

Запускаются дарксторы, и гипермаркеты стремятся к уменьшению торговых площадей, переводя свои магазины в компактные гипермаркеты и даже в супермаркеты «фреш».

Также наметилась тенденция закрытия гипермаркетов: как сетей целиком, так и объектов в той или иной локации для оптимизации бизнесов.

Супермаркеты

Здесь мы также видим усиление категорий «фреш», добавление уникальных категорий и развитие дополнительных сервисов.

А также:

  • Переход в формат «супермаркет фреш».
  • Партнерство с локальными производителями и брендами.
  • Активная работа с онлайном (в том числе доставка продуктов).

Магазины у дома движутся в следующих направлениях:

  • Усиление ассортиментной специализации.
  • Развитие категорий, в которых магазины могут быть лучшими и уникальными.
  • Развитие дополнительных сервисов, в том числе онлайн-заказы и доставка.
  • Создание гибридных форматов, когда ключевые черты супермаркетов и дискаунтеров проникают в данный формат, создавая более сложные комбинации.

Тренды с точки зрения товарного предложения

В ритейле растет запрос потребителя на уникальное и персонифицированное предложение и, как следствие, предложение уникальных брендов и торговых марок (бренд, который есть только в данной сети и на данной территории). Это дает возможность ритейлерам дифференцироваться и привязывать к себе потребителя.

Продолжается развитие СТМ. Причем СТМ перестает быть маркой первой цены. Все чаще СТМ позиционируется в среднем и премиальном ценовых сегментах.

Также развивается тема конструирования новых категорий и отход от классического категорийного менеджмента. Примером таких кросс-категорий являются товары для ЗОЖ, для быстрого перекуса, для выходного дня и пикника и пр.

Ритейлеры активно думают и развивают новые уникальные сервисы для привлечения новых покупателей и дают им дополнительную эмоциональную подпитку в ходе совершения покупок.

Продовольственный ритейл никогда не был простым бизнесом. В текущих условиях этот бизнес становится все более сложным и требует применения современных технологий, управления логистикой, управления поведением потребителей и постоянных изменений.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: