На прошлой неделе в Минске прошел бизнес-форум по управлению ассортиментом FMCG CATMAN BELARUS 2022, организатором которого выступила группа компаний «РитейлМаркетинг». Елена Кучихина, эксперт-практик в области магазиностроения, разработки форматов и концепций для торговых сетей рассказала о трансформации форматов в современном ритейле.
Belretail.by приводит основные тезисы выступления спикера.
Елена Кучихина (Москва)
Эксперт-практик в области магазиностроения, разработки форматов и концепций для торговых сетей. Эксперт в области проектирования, дизайна и создания продающей атмосферы в ритейле.
Потребитель
Все, что мы делаем в части розничного формата – мы делаем для потребителя. Именно он определяет то, что будет происходить с форматами магазинов в ближайшее время, как они будут трансформироваться, и что ритейлеры должны изменить.
Покупателю сегодня сложно: растет тревожность, растет напряжение, он испытывает много негатива. Все это приводит к тому, что покупатель начинает сдвигаться в сторону традиционных ценностей и консервативного поведения. Так происходит на всех рынках и во всех странах. В случае нестабильности, тревожности и опасности все люди занимают позицию, способствующую максимальному выживанию, а это всегда традиционные нормы и правила поведения.
Вместе с тем, в ходе рутинных покупок покупатель стремится выжать максимум из каждого потраченного рубля, начинает искать дополнительную эмоциональную «выгоду». В этой ситуации он не покупает самое дешевое, он предпочитает покупать самое выгодное с точки зрения потребительских свойств и цены, а также дополнительно получить положительные эмоции. Испытывая большую информационную нагрузку и негатив, покупатель будет выбирать простые решения.
Сегодня можно утверждать, что потребитель перестал думать брендами, он начал думать решениями и готов рассматривать альтернативы.
Таким образом, с точки зрения потребителя мы видим нарастающее экономное потребление и рационализацию в эпоху «экономики впечатлений».
Сейчас в сознании потребителей уживаются противоречивые вещи, и это необходимо учитывать ритейлерам в своем бизнесе.
В результате этого круг трансформации форматов переходит в спираль, когда на каждом витке ритейлер должен давать больше и двигаться быстрее. Жизнь в ритейле – это постоянное движение вперед.
Сейчас принципиально меняются сроки жизни формата
Если раньше срок жизни формата был не менее 10 лет, а иногда достигал и 18-20, то сейчас уже через 5-7 лет он начинает устаревать. Это значит, что круг запуска изменений фактически начинается тогда, когда торговая сеть открывает новый или усовершенствованный магазин.
Когда необходимо менять формат?
- В случае изменения ключевых (значимых) параметров формата.
- Изменился потребитель.
- Изменились внешние условия, возможности, угрозы.
- Изменилась внутренняя среда в организации.
Все это необходимо рассматривать во взаимосвязи.
Визуально потребитель воспринимает формат через концепцию. Но время жизни концепции также стремительно сокращается. Сегодня это не более 4-5 лет.
Когда необходимо менять концепцию и визуальный облик магазина?
- Как только перед ритейлером встает вопрос о смене формата, сразу возникает вопрос о пересмотре концепции.
- Концепция может морально устареть и потребовать изменений.
- При ребрендинге торговой сети, как правило, меняется концепция магазинов.
- При выходе на новые рынки.
- При выходе в новую категорию или несколько категорий.
- При смене трендов рынка.
Что же происходит с ритейл-форматами в текущих условиях?
Гипермаркеты
Этот формат сегодня испытывает самое большое падение покупательской активности, поэтому гипермаркеты вынуждены усиливать в первую очередь категорию «фреш», добавлять и развивать уникальные категории и дополнительные сервисы.
Запускаются дарксторы, и гипермаркеты стремятся к уменьшению торговых площадей, переводя свои магазины в компактные гипермаркеты и даже в супермаркеты «фреш».
Также наметилась тенденция закрытия гипермаркетов: как сетей целиком, так и объектов в той или иной локации для оптимизации бизнесов.
Супермаркеты
Здесь мы также видим усиление категорий «фреш», добавление уникальных категорий и развитие дополнительных сервисов.
А также:
- Переход в формат «супермаркет фреш».
- Партнерство с локальными производителями и брендами.
- Активная работа с онлайном (в том числе доставка продуктов).
Магазины у дома движутся в следующих направлениях:
- Усиление ассортиментной специализации.
- Развитие категорий, в которых магазины могут быть лучшими и уникальными.
- Развитие дополнительных сервисов, в том числе онлайн-заказы и доставка.
- Создание гибридных форматов, когда ключевые черты супермаркетов и дискаунтеров проникают в данный формат, создавая более сложные комбинации.
Тренды с точки зрения товарного предложения
В ритейле растет запрос потребителя на уникальное и персонифицированное предложение и, как следствие, предложение уникальных брендов и торговых марок (бренд, который есть только в данной сети и на данной территории). Это дает возможность ритейлерам дифференцироваться и привязывать к себе потребителя.
Продолжается развитие СТМ. Причем СТМ перестает быть маркой первой цены. Все чаще СТМ позиционируется в среднем и премиальном ценовых сегментах.
Также развивается тема конструирования новых категорий и отход от классического категорийного менеджмента. Примером таких кросс-категорий являются товары для ЗОЖ, для быстрого перекуса, для выходного дня и пикника и пр.
Ритейлеры активно думают и развивают новые уникальные сервисы для привлечения новых покупателей и дают им дополнительную эмоциональную подпитку в ходе совершения покупок.
Продовольственный ритейл никогда не был простым бизнесом. В текущих условиях этот бизнес становится все более сложным и требует применения современных технологий, управления логистикой, управления поведением потребителей и постоянных изменений.