На прошедшем недавно Третьем отраслевом бизнес-форуме по управлению ассортиментом fmcg CATMAN 2020 Татьяна Закжевская, директор компании «РитейлМаркетинг» и организатор бизнес-события, рассказала о динамике потребительского рынка Беларуси на основе анализа итогов последней переписи населения Республики Беларусь и других официальных данных по отрасли.
По мнению Татьяны Закжевской, анализ данных цифр интересен как для производственных компаний, так и для розничных компаний. Прежде всего эти данные помогают понимать динамику потребительского рынка и выстраивать стратегию развития компаний на достаточно длительный период.
Татьяна Закжевская, директор компании «РитейлМаркетинг»
Демографическая карта Беларуси: итоги переписи населения
По данным переписи население Республики Беларусь на конец 2019 года в стране проживало 9 413 446 граждан. Городское население составило 7 299 989 человек (77,5%), сельское — 2 113 457 человек (22,5%).
В Минске численность населения по данным переписи составляет 2 018 281 человек. По сравнению с переписью 1999 года численность жителей столицы увеличилась на 16,7%.
За 20 лет численность сельского населения Беларуси сократилась на 970 264 человека (-46%), а городского увеличилась на 338 473 (+4,6%). В целом по стране количество жителей Беларуси уменьшилось на 631 791 человек или на 6,7%.
Можно говорить о том, что часть сельского населения мигрировала в города, а часть городского населения мигрировала в столицу.
Динамика численности населения по областям
Динамика численности населения видна и по областным центрам. Так произошёл прирост городского населения в Брестской, Гродненской и Гомельской областях. Витебская и Могилёвская области с отрицательной динамикой городского населения.
Основные тренды в демографии:
- отрицательная динамика по стране - 631 791 (динамика 1999 к 2019)
- положительная динамика «города» + 338 473 (динамика 1999 к 2019)
- положительная динамика в Минске + 337 714 (динамика 1999 к 2019)
- значительное сокращение «села» - 970 264 (динамика 1999 к 2019)
Экономически активное население
Фокус внимания как производственных, так и розничных компаний направлен на ядро потребительского рынка – жителей в возрасте от 20 до 60 лет, которые составляют основу экономически активного населения. Данная демографическая группа на 2019 года составила 5 232 525 человек. Количество людей в возрасте до 20 лет составляет 2 049 412 человек. Старше 60 лет — 2 131 509 человек.
Каждая действующая возрастная группа через 5 лет переходит в следующий возрастной кластер, что позволяет понять предположительную численность населения с пятилетними интервалами.
Возраст |
Численность, чел. 2019 год |
Численность, чел. 2024 год |
Численность, чел. 2029 год |
0 – 4 |
526 098 |
нет данных |
нет данных |
5 – 9 |
561 228 |
526 098 |
нет данных |
10 – 14 |
506 319 |
561 228 |
526 098 |
15 - 19 |
455 767 |
506 319 |
561 228 |
|
|
|
|
20 – 24 |
448 048 |
455 767 |
506 319 |
25 – 29 |
616 321 |
448 048 |
455 767 |
30 – 34 |
781 253 |
616 321 |
448 048 |
35 – 39 |
749 051 |
781 253 |
616 321 |
40 – 44 |
670 373 |
749 051 |
781 253 |
45 – 49 |
639 833 |
670 373 |
749 051 |
50 – 54 |
623 346 |
639 833 |
670 373 |
55 – 59 |
704 300 |
623 346 |
639 833 |
По итогам переписи населения за 2019 год в возрастной группе 20-59 лет находится 5 232 525 человека. Важно отметить, что в 2024 году этот показатель составит 4 983 992 человека, в 2029 – 4 866 965 человек.
Данную динамику потребительского рынка стоит учитывать при планировании производственных объёмов и развитии торговых площадей.
Динамика торговых площадей и населения (млн кв.м, млн. человек)
За последние 10 лет произошел почти двухкратный рост торговых площадей. Индекс обеспеченности площадями на 1000 жителей (GLA) в 2019 году составил 639 кв.м. Рост с 2010 года на 64%
Динамика торговых площадей и населения
Количество человек на 1 кв.м торговых площадей с учетом динамики населения Республики Беларусь и роста количества торговых площадей изменилась с 2,56 до 1,56 (-40%).
Соотношение торговых площадей и экономически активного населения Беларуси
При сохранении скорости строительства торговых объектов через 5 лет мы можем получить следующее соотношение торговых площадей и количества экономически активного населения. Будет интересно проверить результат в 2025 году
Выводы:
Розничным компаниям важно учитывать динамику потребительского рынка при планировании развития своих сетей, потому что сегодня мы можем говорить об определённой насыщенности рынка торговыми площадями. Отдельный фокус внимания – место открытия новых магазинов и конкурентная карта действующих объектов в выбранной локации. Особенную привлекательность набирают торговые объекты в новых микрорайонах, так как жизненный цикл этих магазинов будет заметно больше.
Производственным компаниям динамика потребительского рынка может быть интересна с точки зрения планирования объёмов производства. И несмотря на то, что количество покупателей – один из ключевых параметров в вопросе «ёмкости рынка», сегодня мы не знаем будущего дохода населения через 5 – 10 лет, так как именно рост благосостояния населения может нивелировать имеющуюся демографическую динамику.