Аналитики Digital Commerce 360 представили прогноз развития электронной коммерции в 2021 году.
Возможности трансформации и роста
Из-за кризиса стоимость компаний традиционной торговли будет падать. Это позволит технологическим гигантам выкупить эти предприятия и выйти в офлайн. В частности, Amazon, целенаправленно завоевывающий рынок роскоши, может заинтересоваться обанкротившимися ритейлерами премиум-сегмента Neiman Marcus, Saks Fifth Avenue и другими.
Читать также: В 2020 году онлайн-продажи в Беларуси показали самые высокие темпы роста за последние несколько лет
Новые потребительские привычки повлияют на продуктовый ритейл. Популярность онлайн-заказов продуктов снизит трафик в магазины, в результате чего многие из них закроются или будут переформатированы в центры исполнения заказов. Так, например, недавно поступил Walmart.
Также интернет-гиганты могут выкупить таких продавцов, как JC Penney Co. Inc. или Sears Holdings Corp. и использовать их магазины в качестве удобных пунктов получения интернет-заказов.
«Покупки продуктов в интернете станут настолько популярными, что многие традиционные продуктовые магазины закроются или станут ПВЗ, поскольку бакалейщики поймут, что им не нужно платить за такое количество кассиров, тележек, огромных парковок и т. д.» — говорит Кэти Эванс из Digital Commerce 360.
Все больше несетевых магазинов станут подключаться к сервисам доставки. Ситуация в целом ускорит развитие крупных сетей: Amazon станет стремительно расширять географию мультиканальных магазинов Fresh, а Walmart увеличит количество ПВЗ и ЦИЗ на базе своих торговых точек.
Технологические и операционные улучшения
Развитие технологий также изменит индустрию. Самоизоляция удесятерила популярность общения онлайн. Поэтому многие ритейлеры будут инвестировать в улучшение клиентского опыта на базе современных технологий, в том числе в обучение персонала работе с покупателями по видеосвязи. Также большое значение будет придаваться функционалам продающих сайтов, чтобы максимально нивелировать разницу между онлайн- и офлайн-покупками.
Кроме того, пандемия доказала ритейлерам необходимость автоматизации складской деятельности для ускорения и упрощения сбора заказов. Робототехника и искусственный интеллект станут основными драйверами ускорения этих процессов, но помимо этого они станут работать и на диверсификацию цепочек поставок, необходимость которой также проявилась во время тотальных локдаунов.
Отдельным каналом продаж станут мессенджеры и социальные сети, причем появятся розничные торговцы, ориентированные исключительно на социальную коммерцию, считает контент-менеджер и аналитик Табита Кэссиди. По её словам, розничные торговцы изменят свои цепочки поставок.
Новые испытания
В то же время, все это вместе взятое значительно усложнит в нынешнем году электронную торговлю. Конкурентные преимущества в этой ситуации получат наиболее гибкие, легко адаптирующиеся и инновационные компании. В том числе, проявляющие социальную ответственность, импонирующую современным покупателям. Все больше компаний заявляют о действия, направленных на сохранения окружающей среды, и устойчивом развитии, и в 2021 году их количество будет только расти.
Небольшие компании, торгующие на Amazon и других маркетплейсах смогут успешнее конкурировать на этих площадках за счет консолидации в рамках инвестиционных фирм. Таких агрегаторов в последнее время появляется все больше, и все труднее выживать тем мелким брендам, которые не попадают в сферу их интересов. В то же время, конкуренция обостряется за счет крупных брендов, также расширяющих свои продажи на маркетплейсах.
Однако следует учитывать, что, когда длительная самоизоляция после массовой вакцинации будет снята, люди, уставшие от одиночества и компьютеров, массово отправятся в магазины.
«Люди будут стремиться к социальному, эмоциональному и физическому опыту покупок в магазине. Им так надоело сидеть за экранами своих компьютеров, что в магазинах будет большой всплеск посетителей», — уверены эксперты.
Традиционным розничным продавцам нужно быть готовыми к этому, а компаниям электронной торговли заранее принять меры к тому, чтобы сохранить всех своих покупателей.