Для роста рынка онлайн-торговли Беларуси требуется решение проблемных вопросов

24.11.2016
Для роста рынка онлайн-торговли Беларуси требуется решение проблемных вопросов
Все рекламные возможности портала belretail.by

Рынку e-commerce в Беларуси предстоит большой путь, прежде чем он достигнет уровня развитых европейских стран. Это подтверждают и участники рынка интернет-торговли, и статистика.

В целом по миру e-commerce аккумулирует сегодня 7% от всего товарооборота. В Беларуси этот показатель многим ниже – всего 1,5% ($206 млн из $13,7 млрд товарооборота за 9 месяцев текущего года). Об этом шла речь на очередном образовательном семинаре «Бизнес в стиле FLEX», организованном МТБанком для своих корпоративных клиентов.

 объем и доля рынка e-commerce в Республике Беларусь

Впрочем, эксперты признают, что официальный показатель в 1,5% можно смело умножать на 4 – с учетом активности серого рынка в интернете. «Официальная статистика сильно недооценена. Минторг ставит цель довести долю e-commerce до 5-7%, но можно констатировать, что с учетом серого рынка эта цифра давно достигнута», – полагает совладелец онлайн-гипермаркета 21vek.by Сергей Вайнилович.

Тем не менее, простор для развития цивилизованного рынка e-commerce в Беларуси очевиден. «В культуру интернет-шоппинга вовлечено значительно меньше людей, чем в интернет в целом. Это значит, что потенциал рынка e-commerce в Беларуси огромен. Все впереди!», – считает Вайнилович.

Читать также: Сергей Вайнилович: «Маркетплейсы остаются серьезными конкурентами для крупных игроков e-commerce рынка в Беларуси»

Действительно, если число белорусов, пользующихся интернетом хотя бы 1 раз в 3 месяца с 2010 года выросло с 44 до 73%, то доля тех, кто совершает покупки в интернете хотя бы раз в 3 месяца, за этот же период увеличилась всего на 10% – с 9 до 19%.

Сегодня в стране зарегистрировано около 12 тысяч интернет-магазинов, за 5 лет их число выросло в 6,2 раза. Однако, несмотря на положительную динамику, e-commerce мешает развиваться целый ряд факторов. Это в первую очередь маленький рынок, недоверие к интернет-магазинам со стороны покупателей, «серые» продавцы, запрет на прием платежей логистическими компаниями и неразвитость платежных систем (3% от оборота), полагает Вайнилович.

 e-commerce в Республике Беларусь сдерживающие факторы

В этом смысле показательно исследование Нацбанка. На вопрос «Как часто вы совершаете платежи в интернете (оплата товаров и услуг с использованием системы «Интернет-банкинг», посредством электронных платежных систем  PayPal ,Yandex.Деньги, QIWI, Skrill и т.д.)» в 2016 году ответили «Никогда» 70,5% опрошенных. Еще более красноречива картина в мобайл-секторе. Никогда не оплачивают услуги и товары со счета мобильного телефона или посредством системы «Мобильный банк» более 80% опрошенных.

Читать также: Исследование Google: как белорусы «ходят» в интернет

Отставание Бларуси в этом плане тем более очевидно, что осенью этого года в развитии интернета произошло, без преувеличения, эпохальное событие. В октябре впервые за всю историю интернета мобильный трафик превысил количество выходов в сеть с дескстопов, рассказал руководитель Astronim*Support Богдан Коровец.

Между тем онлайн-платежи – это удобство как для бизнеса, так и для покупателя,  подчеркнул в своем выступлении директор ООО «Компания электронных платежей» (ASSIST) Вячеслав Сенин. Оплата онлайн – это гарантированная предоплата от клиента/покупателя, поэтому данный развивать данный сегмент необходимо. Это подтвердил в своем выступлении и Сергей Вайнилович, по мнению которого, отсутствие доверия и, как следствие, отсутствие предоплаты «убивает саму идею интернет-торговли».

Читать также: При каких условиях онлайн-торговля продуктами питания может стать прибыльной


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: