Последний год для столичного ритейла можно назвать прорывным, поскольку на рынок вышло сразу три крупных торговых центра. На подходе еще одна не менее крупная тройка. Получается, что потенциал для развития в столице для современной торговли еще есть. Но есть и альтернативное мнение: «Для торговли развиваться в регионы – это норма, в противном случае тебе не выжить». О возможных перспективах развития ритейла рассказывает руководитель торгового сектора «Твоя столица. Управление проектами» Артем Давидович.
Что есть и что было
Если говорить о ситуации в целом, то рынок недвижимости в нашей стране развивается волнами. Первое серьезное потрясение произошло во время мирового экономического кризиса 2007-2008 годов. В данный момент рынок скорее находится на подъеме – мы отошли от последних потрясений, цены на торговые площади стабилизировались и даже немного растут.
Нельзя сказать, что рынок Беларуси достиг пика, но он уверенно двигается по восходящей. Еще в прошлом году цены наметили положительную динамику, вакантность в торговых центрах постепенно ликвидируется.
Лучше всего эти изменения читаются на столичном рынке, где сосредоточен весь бизнес и вращаются наибольшие денежные потоки. Так, за год ввелись и заполнились такие известные «проекты-долгострои», как Galleria Minsk, Dana Mall и Green City. Про качество каждого из этих объектов можно вести долгую дискуссию, но, совершенно точно, провальных проектов среди них нет. Это новый для Беларуси уровень ритейла; масштаб, которого доныне ни в Минске, ни, тем более, в регионах не было.
Чтобы задержать клиента, необходимо удивлять
Несмотря на позитивную тенденцию на рынке, строить сейчас непросто: выросли цены на стройматериалы, высока конкуренция, есть вопросы по кредитованию. После того, как введется в эксплуатацию следующая партия крупных проектов (ТРЦ Palazzo, Minsk City Mall и DiaMond City) на рынке вполне вероятно появится новый формат – мегамоллы. Девелоперы выйдут за МКАД, где больше свободного пространства, нет проблем с парковкой и в работу можно взять большой участок. Такой формат давно используется на западе, есть примеры у наших соседей в Киеве и Москве. Это крупные торгово-развлекательные центры с преобладающей развлекательной составляющей.
Весь мир уходит от привычного формата торговых центров, так как торговля постепенно вытесняется в онлайн. Ритейл нацелен на импульсивные покупки, а потому главная цель – максимально долго задержать потребителя на объекте с помощью развлекательного сегмента, фудкорта и уникального предложения. В Америке ежегодно закрываются десятки объектов, которые не захотели или не смогли трансформироваться под потребности своих клиентов. Люди ушли туда, где интересней, за новыми ощущениями, яркими впечатлениями и комфортным времяпровождением.
ЧТОБЫ ЗАДЕРЖАТЬ КЛИЕНТА, НЕДОСТАТОЧНО ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДЕЙ, НЕОБХОДИМО УДИВЛЯТЬ.
В качестве примера возьмем строящийся в Минске ТРЦ Palazzo. Объект позиционирует себя, как первый развлекательный комплекс в Беларуси, где будет кинотеатр формата IMAX, аэротруба, дорожки для кёрлинга и т.д. Для белорусского рынка торговой недвижимости это серьезная заявка.
Потенциал в регионах, но девелоперы не знают, что строить
Что касается регионов, то и там ощутимы серьезные перемены. Вслед за столицей в областях активно развивается сфера ритейла. Минск перенасыщен предложением, поэтому многие устремились туда, где сопротивление меньше, конкуренция слабее, а ниша не закрыта – в регионы. Здесь уже начали появляться объекты достаточно высоко уровня, к примеру, TRINITI в Гродно или ARMADA PLAZA в Могилеве.
Та же история с сетевыми операторами. Мы работаем с большим количеством компаний и видим их планы развития на год. Те, кто закрыл свою потребность в Минске, рассматривают предложение за его границами – в областных центрах и крупных городах. Это правило жизни – если ты не развиваешься, то тебя «съедят» конкуренты.
Региональный рынок слабее столичного и потому, что местные девелоперы зачастую менее опытные. Они имеют связи, деньги и желание строиться, но, мало представляют, как создать качественный проект и кем его грамотно заполнить; как заполнить объект так, чтобы люди его приняли.
Часто девелоперы сталкиваются с дефицитом операторов и не могут самостоятельно найти арендаторов на свои торговые площади, не знают, как это правильно делать.
Шаблоны не работают, нужен индивидуальный подход
К «начинке» каждого объекта надо подходить индивидуально. Где-то сработает один пул арендаторов, где-то совершенно другой. Надо учитывать потенциал площадки, характеристики объекта, изучать сильные и слабые стороны проекта.
Иногда мы вмешивались в архитектуру здания, меняя планировки, вертикальные коммуникации или ширину коридоров с точки зрения современных предпочтений как сетевых операторов, так и конечных потребителей. Естественно, больше возможностей для изменений и пространства для манёвра у любого проекта на ранних стадиях реализации.
Команда «Твоя столица. Управление проектами» работает в сфере торговой недвижимости более семи лет. Опыт работы с объектами самого разного уровня, знание игроков рынка и трендов в сфере торговой недвижимости.