В сегодняшней экономической ситуации борьба за место в рознице и экстенсивное развитие сетей ушли на второй план. Для ритейлеров всех категорий и сегментов на первое место выходит борьба за покупателя. В ближайшие годы главными орудиями конкуренции в ритейле станут грамотный маркетинг, уровень сервиса, качество товаров и интересные концепции магазинов.
В этом новом пуле компетенций важную роль отводится продавцам. О том, какую роль играет продавец в различных форматах ритейла и как правильно выстроить работу с покупателем belretail.by узнал на прошедшем недавно фестивале продаж #Salesation2016.
О роли продавца в магазинах различных форматов
Есть форматы, где продажи идут через впечатления, мерчендайзинг, выкладку и все инструменты, связанные с организацией потоков покупателей. А есть розница, где роль продавца очень высока.
В сетевых магазинах, супермаркетах и гипермаркетах продавец скорее выполняет первую роль, где важно, чтобы на полках был правильно представлен весь ассортимент товара, чтобы покупатель получил быстрый идоступ к товару.
Однако в продуктовых магазинах остаются зоны заприлавочной торговли, и здесь продавец уже становится активным продавцом. Появляются такие формы работы с покупателем, как рекомендации новинок и специальных предложений, работа с бОльшим объемом и пр. Яркий пример — отделы собственной кулинарии. Для ритейлеров в этой зоне кроется большой потенциал для увеличения чека, однако большинство операторов в Беларуси пока не используют эту возможность.
Например, в России сети пересматривают чек-листы и стандарты работы с покупателями каждые три месяца. Причина — быстро меняется покупательские предпочтения и ассортимент.
Классификация продаж в магазинах, где позиция продавца ключевая
Транзакционные продажи
Здесь покупатель/клиент приходит и четко понимает что ему нужно, какой размер, какой объем, сколько времени он потратит на покупки. Пример — сети фастфуд.
Профиль коммуникации:
- Клиент (потребность) – Продавец (действия)
- Задача: 100% вежливо обслужить и сопроводить сделку
- Компетенции: низкие – набор операций
- Единственный вид продаж, где работают инструкции и продажи
- Статус продавца: провизор.
- Задают продавцу 2 вопроса: Есть ли? и Сколько стоит?
- Клиент покупает продукт
- Уровень отношений: официальный (официальный я – официальный ты)
Консультацинные продажи
Это вся одежда, обувь, ювелирка, дорогой шоколад, алкоголь и пр. Консультационные продажи работают когда покупатель находится в состоянии «я хочу купить, но не знаю у кого».
Профиль коммуникации:
- Клиент имеет и осознает формальную потребность, нуждается в консультации, экспертизе
- Компетенции продавца: высокие
- знание продукта,
- знание рынка,
- знание и понимание бизнеса Клиента, - IT грамотность,
- набор личных качеств
- владение инструментами продаж и переговоров.
- Статус продавца – доктор.
- Клиент спрашивает: Как лучше поступить?
- Клиент покупает сам продукт и экспертизу продавца, его квалификацию.
- Уровень отношений: настоящий я - настоящий ты.
Стратегические продажи
Данный вид продаж работает тогда, когда у клиента нет понимания своей потребности. Стратегические продажи чаще сочетаются с консультационными. Например, салоны интерьеров или керамической плитки. Человек приходит за плиткой или за каким-либо решением в интерьере, но многих вещей и нюансов может не осознавать. И здесь продавец-консультант должен помочь сформировать потребность клиента и привести его к решению. И это точно не происходит за один раз.
По сути стратегические продажи могут кардально менять представления и потребности клиента.
Интерьер, автомобили, здоровье, косметология — это те сферы, где работают стратегические продажи.
Профиль коммуникации:
- Клиент: есть потребность, но он пока ее не осознает
- Задача: потребности сформировать
- Компетенции продавца: высокие
- Статус продавца: профессор.
- Клиент спрашивает советы и рекомендации не только на предмет «здесь и сейчас», но и рекомендации по дальнейшим шагам взаимодействия, новому ассортименту и т.д.
- Клиент слушает сам продукт и экспертизу продавца, его квалификацию.
- Уровень отношений: настоящий я – настоящий ты.
В итоге
- Нет волшебных таблеток, работу по выстраиванию качества работы продавцов и сервиса необходимо вести осознанно, активно и планомерно.
- Обучением продавцов и выстраиванием процессов стоит заниматься не только компаниям, у которых сильный продукт, но и всем, кто хочет улучшить эффективность своего бизнеса и достичь успеха.
Большинство из белорусских компаний до 2014 года никогда не задумывались о технологиях продажи, однако сейчас совсем другое время. Многие из них в шоке от того, сколько всего необходимо сделать.
2015 год вскрыл все черты белорусского бизнеса. И компании, у которых есть хорошая основа и понимание необходимости выстраивания бизнес-процессов, которые сегодня смогут обучить своих продавцов, выстроить свою работу, через 2 года будут очень хорошо зарабатывать. Остальные просто уйдут с рынка.
А для некотрых результаты можно будет увидеть еще очень не скоро, т.к. наряду с процессами необходимо менять маркетинг.
Иллюстрация: Sam Chivers.