Ритейл в Беларуси скорее жив, чем мертв, но есть еще вопросы

11.10.2017
3874
Ритейл в Беларуси скорее жив, чем мертв, но есть еще вопросы

«Недавно опубликованный отчет компании Colliers International Belarus об итогах развития рынка торговой недвижимости Беларуси за первую половину 2017 года производит тягостное впечатление, — считает Дарья Кухаренко, эксперт в области коммерческой недвижимости и специалистом по развитию украинской сети ТРЦ под брендом Smart Plaza. — Кажется, что читаешь медкарту пациента, который находится в коме: никаких ярких событий, никаких планов на светлое будущее».

Отдельным прорывом столетия стали новости о приходе на рынок Беларуси компании Inditex. И это, безусловно, круто!


Немного о себе: уже более 5 лет назад уехала из Республики Беларусь в Украину, сменила телеком на недвижимость и успела уже очень хорошо изучить и полюбить данную отрасль. За время работы в Украине поучаствовала на стороне заказчика в развитии таких торговых объектов как Ocean Plaza – Киев, MEGANOM – Симферополь, сейчас занимаюсь развитием сети ТРЦ под брендом Smart Plaza. Помимо коммерческой недвижимости, являюсь экспертом в жилой недвижимости.


Во-первых, рынок коммерческой недвижимости Украины реально крут! Несмотря на все события в стране он развивается и качественно изменяется. Здесь есть целая серия мега-крутых объектов и девелоперов с очень смелыми и правильными подходами, есть очень искушенные и избалованные потребители и очень амбициозные ритейлеры.

Но вернемся к Беларуси и посмотрим на все по порядку.

Сначала об INDITEX

Они сейчас лидеры ритейла в мире, и их приход сложно переоценить. Но то, как они открылись и в каком ТРЦ,  наводит на определенные размышления и позволяет сделать выводы уже обо всей отрасли.

Весь рынок коммерческой недвижимости это рынок девелоперов — именно они определяют, какой будет или не будет вся отрасль ритейла в стране в целом. Именно их профессионализм и видение мировых трендов, готовность играть «в долгую» и  позволяют нам, покупателям, получать удовольствие от покупок дома, а не в ближайших Вильнюсе или Варшаве. Торговые сети всего лишь арендуют площади, которые для них построили, или, как в случае с Беларусью, не арендуют…

Рынок в Беларуси весьма привлекателен для международных сетей: высокая, по сравнению с большей частью России и Украины, покупательская способность, прозрачные правила, которые работают для всех одинаково, практически полное отсутствие «серых» схем уже давно сделали Беларусь привлекательной для сетевиков. Они же видят, сколько ежегодно мы покупаем их товаров в той же Литве, поэтому решение о входе на рынок они приняли бы легко, если бы не одно НО!

В БЕЛАРУСИ НЕТ ПРИЛИЧНЫХ ТРЦ, В КОТОРЫХ ОНИ МОГЛИ БЫ ОТКРЫТЬСЯ

И это не фигура речи, при всем обилии новых объектов недвижимости, которые построены в стране за последние годы, требованиям международных операторов отвечают, да и то с натяжкой, всего 1-2 объекта.



И вот это уже вопрос к профессионализму беларусских девелоперов и их пониманию своего бизнеса: они не смотрят, что делают их коллеги в мире, у них свой путь. Именно им они идут, строя в 2017 году объекты, которые были устаревшими еще в 2005-м. Поэтому и открылась ZARA в единственном торговом центре, который построил зарубежный девелопер, да и то, если честно, к этому ТРЦ есть масса вопросов.

Почему у нас строят плохо?

  1. Потому что в Беларуси нет нормальных консультанов по созданию концепций торговых центров.
  2. Девелоперы не готовы платить за экспертизу консультантам, поэтому и нет в стране крутых специалистов.

Образовался замкнутый круг….

Я не знакома с беларусскими девелоперами лично и никогда не стремилась, я осязаю их мировоззрение в их детищах — торговых центрах. Я ощущаю их отношение ко мне как потребителю и к их арендаторам, просто пройдясь по галереям их объектов. Основываясь именно на этом потребительском опыте, берусь сделать вывод, что их бизнес-стратегия и «бизнес-мудрость» укладывается в 2 простые схемы:

  1. Зачем что-то менять, если это работало 3-5-10 лет тому назад, то сработает и сейчас.
  2. Зачем мне консультанты? Если они такие умные, то почему такие бедные? Я же смог без них денег заработать на стройку? Зачем платить им за воздух, сам разберусь или сделаю как у Пети, Васи, Димы и т.д. (поставить нужное имя конкурента или кумира , которое является бенчмарком успеха для данного девелопера).

В итоге в стране куча коробок, в которые не хотят заходить ни арендаторы, ни покупатели, дефицит качественных форматов торговли, а для потребителей это значит только одно — если человеку нужен шоппинг, от которого получишь удовольствие, а не просто купишь шмотку, потому что надо, то опять в Вильнюс или Варшаву!

Дорогие читатели портала belretail.by!

Пишите в редакцию на  info@belretail.by, в комментариях к этому материалу, или в комментариях в Facebook-акаунте портала, какие темы про коммерческую и жилую недвижимость вам интересны, обещаю поделиться опытом и мнением.

По теме: