Образование будущего, которое стало настоящим

07.05.2015
Образование будущего, которое стало настоящим

Давайте честно признаемся, что сегодняшняя система образования устарела. Многие часы уроков, проведенные в школе и вузе, оказываются бесполезными. Сегодняшние студенты учатся для того, чтобы не пойти на работу, которой уже не существует, обеспечивают себя теми интеллектуальными инструментами, которые давно неэффективны. О том, как будет развиваться система образования в будущем (в том числе в Беларуси) мы побеседовали с предпринимателем и бизнес-тренером Александром Самойловым.

Почему это произошло?

Жизнь стремительно набирает обороты. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач не только возрастает, но и кардинально меняется. Если в конце 18-го — начале19-го веков ручной труд составлял 80%, а умственный 20% , то сейчас ручным трудом занято менее 12% трудоспособных людей и эта цифра постоянно уменьшается. Для выполнения физической работы на смену людей приходят роботы. А сами люди все начинают жить не только в реальном мире, но и в формирующейся виртуальной реальности.

Подстраиваясь под новую реальность, должна меняться и система образования

Учеба больше не будет базироваться на запоминании, как это было раньше. Совсем скоро технологии позволят встроить интернет и поисковые системы прямо в тело человека. Мы будем получать ответ на любой вопрос мгновенно, формируя сам запрос поисковой системе просто силой мысли. Еще быстрее должна меняться система профессионального образования. Знаний полученных в какой-то области хватает на очень непродолжительное время т.к. скорость изменений очень высока. Появляются профессии, вытекающие, из устаревающих, а так же появляются принципиально новые профессии. Зачастую внукам бывает трудно объяснить бабушкам и дедушкам, кем они работают и чем занимаются на работе. Еще труднее объяснить, почему за это столько платят…

Тем, кто хочет оставаться всегда востребованным специалистом, нужно понимать, как и где новым профессиям можно обучаться, ведь новая парадигма звучит так — обучение всю жизнь.

Какие новые профессии появятся в ближайшие 10-20 лет?

Давайте попробуем порассуждать вместе с всемирно известными футурологами и предсказать появление новых профессий в разных отраслях в следующие 10-20 лет.

Например, для индустрии IT новыми будут профессии, связанные с виртуальными мирами. Востребованы будут проектировщики, дизайнеры и, конечно, программисты. Причем языки программирования тоже будут активно развиваться и изменяться. Много профессий появится в отрасли «big data», ведь работа с большими данными станет единственно возможным способом доносить рекламную информацию до адресата в бесконечном потоке информации и рекламы.

Уже сегодня есть примеры, когда обработка данных позволяет понять, что женщина беременна раньше, чем она сама об этом узнает (при условии активного пользования сетью, конечно).

Наверняка появится такая профессия, как проектировщик нейроинтерфейсов, ведь попытки интеграции гаджетов в наше тело обязательно придут к логическому завершению.

Для медицины нужны будут специалисты по киберпротезированию и специалисты по здоровой старости. Востребованными будут сетевой врач и молекулярный диетолог. Архитектор интеллектуальных систем управления, специалист по кросс-логистике или проектировщик умных дорог – станут привычными для транспортной отрасли. Специалист по адаптации мигрантов может стать популярен в социальной сфере.

Каким станет образование?

Лично меня, как специалиста в области обучения и развития, больше всего заинтересовал вопрос, куда и как будет развиваться все, что связано с образованием и развитием профессиональных навыков.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять основные тренды в развитии самого процесса образования. И первый тренд — образование через всю жизнь, а не 15 лет в начале жизни, как сейчас. Это значит, что человеку необходимо постоянно получать новые знания и навыки, чтобы сохранять востребованность на рынке. Уже сегодня лди меняют профессии в течении жизни, в ближайшее время это станет характерно для большинства.

Второй тренд — образование становится более персонализированным, а значит, все большее распространение получает профессия тьютора — педагога, сопровождающего индивидуальное развитие учащихся. Тьютор прорабатывает индивидуальные задания для каждого, что позволяет развиваться максимально эффективно.

Для того, чтобы взрослый человек мог в любой момент поменять профессию, нужен будет набор новых компетенций. А значит, появляется такая профессия, как разработчик образовательных траекторий — специалист создающий «маршрут» обучения новых специалистов. Такие образовательные траектории будет складываться из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров и симуляторов. Тренажеры и симуляторы используются в некоторых профессиях и сегодня, а уже в ближайшем будущем получат повсеместное использование.

Основная задача такого обучения — дать возможность быстро освоить профессию ровно настолько, насколько это нужно для качественной работы на конкретном направлении. Конечно, обучение будет активно использовать онлайн технологии. Поэтому появляется такая профессия, как администратор онлайн-платформ обучения. Кстати, эта профессия сегодня уже встречается, и я даже знаю пару таких специалистов лично J.

Игромастер и игропедагог тоже станут довольно популярными профессиями, потому, что все больше будет появляться игровых методик обучения.

Довольно любопытной может стать профессия тренера по майд-фитнесу. Это специалист, который будет заниматься развитием индивидуальных когнитивных навыков, например памяти, внимания, скорости мышления и т.д. Совсем необычной пока является профессия разработчика инструментов обучения состояниям сознания, которая будет помогать созданию программ и оборудования для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания, таким как высокая концентрация или напротив расслабление, повышение творческих способностей. В будущем эти навыки нужны будут не только для работы, но и для качественного отдыха.

Где же можно сегодня обучаться этим профессиям? Вопрос, который волнует многих. Получить эти профессии в ВУЗе сегодня невозможно. Реальность такова, что можно получить классическое образование в профильном ВУЗе, а потом примкнуть к сообществу практиков, которые уже активно занимаются этими темами. Именно они будут первопроходцами. Теми, кто будет создавать теоретическую основу этих профессий, популяризировать их и обучать других.

И хотя пока люди плохо умеют постигать новые профессии без живого наставника, в будущем это станет более популярной практикой. Только ты и монитор компьютера. Ну, или ты и твой виртуальный педагог.

Как это будет в Беларуси?

Что ожидает нашу страну и появление, каких профессий стоит ожидать в ближайшем будущем? Для этого нужно проанализировать тренды с учетом местных особенностей.

Активно набирает обороты игрофикация обучения, а это значит, что специалисты в этой области будут нужны и востребованы в ближайшее время. Появляются новые программы подготовки  переподготовки управленцев, где акцент делается на их бизнесы, инструменты подбираются под их практические задачи.

Смело можно говорить про трансформацию профессии преподавателя-теоретика в тьютора-практика. Все больше людей, имеющих практический опыт, востребованы в качестве наставников.

Активно развивается институт менторинга. Большинство начинающих бизнес молодых предпринимателей ищут себе ментора. Это происходит потому, что теория всегда имеет некий градус преломления о местную действительность, а люди с опытом ведения бизнеса знают, как правильно подойти к этому вопросу.

Если говорить про спрос на обучение, то он будет все больше уходить в сторону решения конкретных задач, обучения людей для конкретных проектов. Например, одна из крупных и публичных компаний, которая часто выступает на конференциях, обучает своих сотрудников основам ораторского мастерства. Банк, обучает сотрудников правилам общения с клиентами и высококачественному сервису. Производственная компания обучает менеджеров по сбыту проводить переговоры и добиваться результата.

Это обучение направлено именно на решение практических и очень конкретных задач. По результату оценивается и эффективность такого обучения. Работу любого специалиста можно декомпозировать на отдельные навыки и компетенции, где часть из них будет, так называемые «софт» навыки — умение коммуницировать, личная эффективность, умение презентовать и прочее, и «хард» навыки — узкопрофессиональные навыки, которыми обладает только человек этой профессии. Так вот, и тому, и другому можно обучить в любом возрасте любого человека. Нужно только понимать измеримую цель обучения и найти «своего» наставника.

В этой связи увеличивается количество специалистов в обучении разным узкоспециализированным навыкам. Например, популярны долгосрочные курсы по переучиванию на программиста взрослых людей любой другой профессии. Растет количество специалистов по обучению «софт» навыкам.

Пришло понимание, что им тоже нужно учиться, что принесенные в бизнес «домашние» технологии общения, мягко говоря, не всегда эффективны в бизнесе. Все больше людей хотят изучать иностранные языки и это влечет за собой открытие новых направлений в обучении от дистанционных курсов до обучения на скайпу.

Сегодня уже совершенно нормально воспринимается ситуация, когда человек в зрелом возрасте меняет профессию и достигает отличных результатов. В общем можно и нужно открывать для себя новые возможности и помнить, что не страшно чего-то не знать, страшно не учиться.

 

Александр Самойлов, дипломированный бизнес-тренер, психолог, маркетолог.  Основатель группы компаний Abiatec (Россия, Беларусь) . Опыт работы в бизнесе более 20 лет.  Более 10 лет проводит мероприятия по обучению и развитию персонала в Беларуси и России. Активно занимается изучением темы новых образовательных методик и способов обучения взрослых людей.

По теме: