«Через 5–10 лет индустрия алкоголя в Беларуси накроется медным тазом»

02.02.2014
«Через 5–10 лет индустрия алкоголя в Беларуси накроется медным тазом»
Все рекламные возможности портала belretail.by

Белорусский химик Петр Дудин, который мечтает открыть производство хорошего виски в Беларуси рассказал, что произойдет с белорусской индустрией алкоголя через 5–10 лет.

Химик Петр Дудин после учебы в Англии, работы в Голландии и путешествий по винокурням Шотландии мечтает открыть производство хорошего виски в Беларуси. Специально для редакции KYKY Петр рассказывает, что для этого нужно, почему ужасен тот виски, который разливают в РБ сейчас, и что произойдет с белорусской индустрией алкоголя через 5–10 лет.

Петр Дудин

Давайте посмотрим, что в целом происходит на алкогольном рынке Беларуси. С 2011-го идет рост потребления белорусской водки, но я думаю, в этом виноваты россияне: после девальвации, когда у нас стало все дешево, стали возить ее ящиками. Последние два года ставка акциза растет вверх огромными темпами, уже сейчас он составляет почти 55% от цены бутылки водки на полке. Акциз будет повышаться дальше, а значит, разница в стоимости между премиальным и массовым алкоголем будет уменьшаться. А ведь маржа производителя – несколько процентов. Производитель и так зарабатывает центы с одной бутылки водки, и нашим предприятиям будет сложно конкурировать с россиянами, у которых больший оборот и деньги для продвижения своей водки в торговых сетях.

При этом белорусский экспорт алкоголя растет, министерства утверждают новые планы, но предприятия, которые экспортируют водку, экспортируют ее в минус – слишком дорого стать на полку в России. Так и работают в убыток. Если ты в Беларуси центы зарабатываешь, представь, какие объемы нужно реализовать для формирования ощутимой прибыли!

страны, поставляющие виски в Беларусь

В России акцизы немного ниже, чем у нас, но водка там стоит дороже, потому что в  торговых сетях наценка выше. У того же «Крышталя» сейчас проблемы с оборотными средствами, потому что сети требуют отсрочку на два-три месяца, эти деньги изымаются из оборота. Если не хватает денег, их берут в банке в кредит под 50%. А ты с бутылки водки зарабатываешь всего 2–10%!  Еще одна мина замедленного действия – это сегодняшнее квотирование импорта алкоголя государством.

Минторг выбирает, кому из поставщиков дать квоты на импорт, и нужно быть компанией, которая давно работает на рынке. Ходят слухи, что в Таможенном союзе к 2015 году квоты отменят либо же сделают импорт алкоголя, как в России – через специмпортеров. Специмпортеры в России вполне официально за маленькую мзду ввозят для компаний дистрибьютеров необходимые марки и объемы алкоголя. Квотирование алкоголя в  Беларуси было затеяно во благо: защитить внутреннего производителя и дать ему время приготовиться к борьбе с иностранными конкурентами (мне тоже жаль потребителей, но из двух зол…)

Пока что у нас перекос: импорт жестко квотируется или запрещен, а производство конкурентоспособного белорусского алкоголя государственные предприятия так и не смогли наладить. Все или почти все работают в массовом сегменте дешевого алкоголя, их маркетинг ориентирован на массы, конкуренция жесткая. В премиальном сегменте никто из алкогольных производителей Беларуси ничего толком не произвел – они не умеют производить и работать с премиальным алкоголем, к которому относится виски. А скоро 2015-й год и Таможенный союз. Маленьким предприятиям и вовсе станет плохо, с такой работой они, скорее всего, умрут.

Я говорил с сотрудниками и директорами таких заводиков: «Вы понимаете, что с Таможенным союзом придет увеличение акцизов, отмена квот и уменьшение импортной пошлины и вам будет крышка?» Они отвечают: «Ну, наверное, тогда концерн «БелГосПищепром» что-нибудь придумает».

Нужно еще учитывать макроэкономику и завышаемый курс белорусского рубля: импорт алкоголя чутко на это реагирует. Сейчас курс рубля к валютам несколько завышен,  поэтому импортное выглядит привлекательным по цене. Белорусы всегда стараются купить что-то импортное, как только появляются лишние деньги, но в случае девальвации все сразу переключатся на белорусское.

С одной стороны плохо, что у нас сейчас не производится ничего нового и конкурентоспособного. Мы заборчиком отгородились от всего мира и сидим в домике. Разливаем шотландский и американский виски в белорусские бутылки, закручиваем их белорусскими колпачками и гордо называем это «производством». Под такое «производство» государство с радостью выдает новые квоты и называет это «импортозамещением», а профильное министерство, НИИ и Институт стандартизации до 2013 года (может, и до сего дня) считали производство зерновых дистиллятов нецелесообразным, и в интервью рассказывали сказки про «качественную чистоту» и достоинства белорусского спирта-ректификата.

Но это не помогло появиться ни белорусскому виски, ни белорусскому коньяку, ни рому! С другой стороны, можно успеть за этот промежуток времени запустить завод, который будет производить алкоголь в средне-высшем и премиальном сегменте. Сейчас есть окно возможностей,  когда иностранный виски еще довольно дорог и его мало, а россияне и иностранцы еще не пришли со своими демпинговыми ценами.

Вопрос в том, готовы ли белорусы сегодня купить 150 тысяч бутылок белорусского 3-летнего односолодового виски по цене 230–260 тысяч за бутылку 0,7 литра?  Виски, который, равен по стоимости какому-нибудь купажированному 3-летнему Jameson? Если да, то сейчас идеальное время, чтобы начинать строить первую белорусскую винокурню!


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: