«Будущее ритейла не в конкуренции e-com-гигантов с нынешним ритейлом, а в совместном развитии»

07.08.2017
5943
«Будущее ритейла не в конкуренции e-com-гигантов с нынешним ритейлом, а в совместном развитии»

16 июня 2017 онлайн ритейлер Амазон приобрел 100% акций американской сети Whole Foods, около 460 премиальных супермаркетов. Почему надо признать эту сделку важнейшим событием года? И какие выводы сделать сегодня, чтобы через 3 года иметь шансы на успех своего собственного бизнеса, рассуждает управляющий директор BBCG Алексей Филатов.

Думаю, все мы без исключения посмотрели ролик магазина без персонала от Amazon, пилотный проект в университетском городке в США. Увиденное заставило профессионалов поделиться на два лагеря. Первая половина по традиции сочла проект бесконечно далеким от нашей жизни. Другие увидели несколько прорывных и вполне прикладных идей (например, Computer Vision) и искренне опечалились, когда узнали о ряде технологических тупиков в проекте. Но, так или иначе, все вместе мы запомнили, что новый мировой лидер ритейла ищет и активно инвестирует в развитие офлайн канала. Новое решение Джеффа Безоса, событие 16 июня изменило будущее. Для всего мира торговли.

В чем уникальность, что такого «волшебного» произошло? Посмотрите, простые факты. Во-первых, сделка с Whole Foods это первое крупное поглощение (сумма сделки около 14 млрд. долларов) онлайн бизнесом традиционной сети. Во-вторых, пересечение аудиторий двух ритейлеров близко к 100%, поскольку сеть работает в премиальном сегменте, ее клиенты точно уже «живут» и покупают в Интернете. В-третьих, первым объектом покупки Amazon стала именно продовольственная сеть.

До сих пор большинство экспертов сходились в понимании, что предельная доля онлайн продаж даже спустя годы будет не более 15-20% рынка продуктов питания.  И, значит, любой сети необходимо спокойно наращивать свои «мускулы» в Интернете ровно в такой степени: возводить «небольшую пристройку к основному бизнесу».

С момента покупки Whole Foods я утверждаю, что цифровому бизнесу будет принадлежать как минимум 70%, несмотря на то, что магазины никуда не уйдут. Просто место сегодняшнего традиционного магазина займет…  другой «традиционный» магазин, но работающий в жесткой связке с цифровым ритейлом и Интернетом в целом. И даже крупные продовольственные сети не имеют будущего без альянса в той или иной форме с онлайн платформами/экосистемами. 

Нельзя не увидеть подтверждение этому и в другой масштабной сделке: американской Wal-Mart c китайским JD.com.  И, обратите внимание, это вновь крупнейший online бизнес и продовольственная сеть! Совсем недавно, во второй половине июля 2017 две компании объявили о расширении своего нового стратегического альянса. Теперь крупнейший ритейлер Китая – JD.com интегрирует в свою систему логистические возможности и данные о наличии товаров на РЦ и в магазинах Wal-Mart, расположенных в этой стране.

Совершая покупку на любом из подконтрольных онлайн-гиганту сайтов, китайские потребители получают свой заказ с ближайшего фулфилмент центра JD или от Wal-Mart. Более того, сделка включает размещение физических магазинов JD (совершенно новая, пилотная концепция) и пунктов выдачи заказов в суперцентрах американской сети. Плюс, теперь день ежегодных распродаж JD.com – 8 августа готовится и проводится совместно обеими компаниями.

Прогнозы доли онлайн продаж в непродовольственных секторах рынка, например, в электронике, модной одежде, товарах для дома и тп.  были и до того гораздо более высокими: 40-50-60% рынка через 5-7 лет. Думаю, что сделки Amazon и Whole Foods, Wal-Mart и JD.com показывает, что и здесь летом 2017 наше будущее изменилось.  Теперь гибридный ритейл видится доминирующим участником рынка, если не монополистом.  И, чтобы далеко не ходить, пример сильнейшего альянса — это российский проект М.Видео и онлайн платформы Goods.

Хорошая новость для всех у кого нет своего Amazon в том, что сделка с Whole Foods также показала, что роль бренда в ритейле сохраняется сегодня и в будущем.  Так, например, считают наши друзья в Oxford (Алан Тредгольд, спикер АКАДЕМИИ РИТЕЙЛА). По его мнению, премия, выплаченная Amazon за бренд и сам выбор объекта поглощения, говорят об этом. Это важный сигнал для каждого владельца современной розничной сети.

Читайте также: Как глобальные интернет-ритейлеры перестраивают форматы розничной торговли

Тем не менее, как мы уже видим, поглощения точно не являются единственным сценарием для будущего онлайн ритейла и сетей. Революционную концепцию разрабатывает Сэм Коен (Sam Cohen), глава группы Amazon Consulting Experts, США.  Его практический опыт работы с партнерами Amazon в ритейле и производстве уже сегодня показывает, как можно не терять, а наращивать свой бизнес по мере развития диджитал платформ. Зная глубоко стратегию дальнейшего развития Amazon Сэм Коэн видит будущее не в конкуренции этого e-com гиганта (а равно и других платформ, как JD.com) с нынешним ритейлом, а в совместном развитии.

 

По теме: