Российская Госдума приняла 19 мая в первом чтении законопроект о снижении максимального размера вознаграждения, которое поставщики выплачивают ретейлерам, с 10 до 3% процентов и отмене всех бонусов, сообщила Lenta.ru. Главная цель таких мер — увеличению доли российской продукции на прилавках.
В последние годы суть конфликта между ритейлерами и произвоителями заключалась в том, розничные операторы обложили поставщиков многочисленными поборами. Диапазон «мер» достаточно широк: от предоставления скидок от оптово-отпускной цены товара и платы за вход до навязывания дорогостоящих, порой ненужных услуг (так называемых фальш-маркетинг: маркетинговых услуг по продвижению товара, по прогнозированию объемов продаж и т.д.), отказ от которых грозил разрывом контрактов.
В результате в некоторых сетях торговые наценки и другие накрутки достигают 80%. Более того, игроки зачастую жаловались на разный размер поборов для поставщиков схожей продукции, что на языке экономистов называется «дискриминационной политикой».
Многочисленные разбирательства антимонопольного ведомства с сетевиками заставили законодателей задуматься об ограничениях «жирных котов» в лице ретейлеров. Вступивший в силу в феврале 2010 года закон «О торговле» должен был ограничить их монополию и искоренить практику поборов. Торговым сетям запретили включать в договор поставки различные бонусы, кроме так называемого ретробонуса (премии за объем продаж), размер которого не должен превышать 10 процентов. И хотя закон позволил сетевикам также предоставлять дополнительные услуги и брать за них плату, ставить договор поставки в зависимость от договора на маркетинговые услуги было запрещено.
Проблему взаимоотношений сетей и производителей взяли под контроль высшие эшелоны власти, чему способствовал резкий рост продуктовых цен в конце прошлого и начале этого года. Введение продовольственного эмбарго обнажило высокую степень зависимости российского рынка от импорта. И хотя в своем решении ограничить ввоз продукции власти делали ставку на отечественных производителей, постепенно выяснилось, что быстрому замещению товаров мешают… да-да, продавцы.
Однако есть мнение, что жертвами новой инициативы может оказаться малый и средний бизнес, состоящий из нескольких магазинов, а также региональные игроки, т.к. все сети ставят в равные условия. Локальному ритейлу придется поднять цену товаров на полке, в то время как крупный бизнес продолжит свое развитие за счет больших объемов закупок. Кроме того, у большинства небольших локальных сетей отсутствует практика платного входа на полку и практика различных маркетинговых платежей.
Лучшим выходом представители торговой сферы считают не законодательные ограничения, а саморегулирование — в их глазах это самый эффективный способ организации взаимоотношений на рынке. Однако проблема в том, что за долгие годы работы на рынке стороны так и не научились договариваться. Возможно поэтому данный закон может быть окончательно принят.