Период активного строительства и открытия гипермаркетов в Минске может подойти к концу через два года — как из-за инициативы городских властей ограничить число разрешений на строительство подобных объектов, так и по причине пересмотра операторами планов по расширению сетей.
О планах по остановке выдачи разрешений на строительство гипермаркетов в пределах МКАД сообщил заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Доморацкий в интервью «Советской Белоруссии» 23 мая.
Как считают эксперты «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса», инициатива городских властей ограничить строительство новых гипермаркетов в Минске вполне логична. Однако рынок может справиться с этой задачей не менее эффективно: жесткая конкуренция среди продуктовых ритейлеров и недостаточно высокая покупательская способность населения вынуждают торговые сети сворачивать или оптимизировать свои программы развития. В такой ситуации им проще отказаться от идеи открытия крупного объекта, требующего серьезных вложений и сопряженного с большими рисками.
Тем не менее до конца года в Минске планируется открыть восемь гипермаркетов, шесть из которых будут находиться в составе крупных торговых центров.
Гипермаркет обычно открывают в местах плотной жилой застройки с интенсивным пешеходным трафиком или на автомобильных артериях города. Но многие такие объекты в Минске страдают от дефицита покупателей. Торговые сети сейчас не готовы строить «с нуля» крупные объекты, опасаясь не достичь необходимого трафика и ожидаемой выручки.
Через два года появление новых продуктовых магазинов площадью от 5 тыс. кв.м. в пределах МКАД и вовсе может стать редким явлением. Однако за спадом всегда следует подъем. Поэтому самые дальновидные операторы используют ситуацию, чтобы установить задел на будущее.
Городские власти смогут ограничить присутствие на рынке новых супермаркетов и гипермаркетов площадью от 2 тыс. Но в городе есть множество частных торговых помещений площадью до 1,5 тыс. кв.м., которые могут использовать крупные сети под магазины шаговой доступности.
За «эпохой гипермаркетов» вернется время магазинов формата «у дома». В этом направлении, по всей видимости, планируют развивать государственную сеть под брендом «Радзивилловский». Появление нового оператора в продуктовом ритейле может усилить конкуренцию, что должно привести к снижению цен для конечного потребителя. Однмко специалисты задают вопрос – сможет ли государственная сеть оптимизировать всю цепочку производства, закупки и реализации товаров до уровня коммерческих ритейлеров, где в каждом звене ведется серьезный контроль над качеством, оптимизацией и уровнем обслуживания клиентов.
В ближайшие годы продуктовые ритейлеры, такие как «Доброном», «Март инн», «Корона и «Простор», будут инвестировать в открытие магазинов шаговой доступности. Развитие такого формата приведет к сближению цен в крупных и небольших сетевых магазинах.