Эта мера предусмотрена проектом президентского указа, который не согласовывался с деловым сообществом, сообщают Naviny.by.
Проект президентского указа предусматривает предоставление госорганам права проводить внеплановые проверки и закрывать объекты торговли и общественного питания на срок до 90 дней.
В проекте указа «О дополнительных мерах по наведению порядка на потребительском рынке» говорится, что для «усиления защиты потребительского рынка» Министерству антимонопольного регулирования и торговли, Министерству здравоохранения, а также Государственному комитету по стандартизации может быть предоставлено право назначать «внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В проекте указа говорится, что МАРТ может назначать внеплановые проверки «по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, законодательства в области торговли, общественного питания, защиты прав потребителей, законодательства о рекламе».
Минздрав сможет назначать внеплановые проверки «по вопросам соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Государственный комитет по стандартизации сможет назначать внеплановые проверки по вопросам сертификации.
Госорганам предоставлено право «приостанавливать работу торгового объекта, объекта общественного питания на срок до момента устранения нарушений, но не более 90 дней».
В частности, МАРТ таким правом может воспользоваться в случае установления по результатам проверки «фактов нарушения законодательства о ценах и ценообразовании».
Напомним, на этой неделе с 1 апреля по 30 июня в Беларуси по решению правительства установлен повсеместный контроль за ценами на потребительском рынке. Производители, импортеры, объекты розничной торговли и иные коммерческие организации могут повышать стоимость товаров и услуг не более чем на 0,5%.
Тотальный контроль за ценами чреват товарным дефицитом
Представители бизнес-союзов считают, что введение внеплановых проверок объектов розничной торговли с правом безусловного закрытия работы торгового объекта породит ряд негативных последствий.
«Бизнес не против антикризисных мер и оперативных шагов по профилактике и устранению нарушений. Например, если в объектах розничной торговли выявляются какие-то нарушения, нужно предоставить несколько дней на их устранение, и проблема в большинстве случаев будет устранена. Но зачем сразу магазин закрывать, кому это выгодно?» — задался вопросом генеральный директор Ассоциация компаний информационных технологий Дмитрий Ананьев.
По его мнению, приостановка работы объектов торговли на срок до 90 дней — это исключительная, крайняя мера, которая может навредить как интересам бизнеса, так и государства.
Эта мера, считает Ананьев, должна применяться объективно, по факту выявления именно грубых нарушений, угрожающих жизни и здоровью населения. Или в тех случаях, когда объект торговли не устраняет выявленные нарушения.
Однако в данном случае, согласно проекту госрешения, вводится неограниченное право за любое, даже мелкое нарушение остановить работу «всего магазина, всех отделов одномоментно, простым росчерком пера», констатирует Ананьев.
«Зачем в это сложное время создавать дополнительное напряжение для бизнеса? Почему нужно вводить меры, которые могут стать почвой для многочисленных фактов коррупции? Мы все это уже проходили раньше и понимаем, что от столь жестких мер могут быть негативные последствия как для бизнеса, так и для государства», — резюмировал Дмитрий Ананьев.