Digital-агентство AMDG Belarus и Центр системных бизнес-технологий SATIO впервые провели исследование Digital Maturity (цифровой зрелости) бизнеса в Беларуси. В нем приняла участие 61 компания, а само анкетирование проходило с августа по октябрь 2021 года.
Digital Maturity (цифровая зрелость) – это комплексный показатель погруженности компании в интернет-маркетинг, использования CRM и инструментов автоматизации, а также грамотной работы с собственной продажной воронкой и аудиторией. Метрика формируется на основе 6 параметров: аудитория, активы и реклама, доступы, атрибуция, автоматизация, организация. В зависимости от зрелости, компании распределяются на 5-ступенчатой шкале уровней: отсутствующий, начальный, фрагментарный, интегрированный и максимальный.
Впервые исследование проводилось компаниями Google и BCG в Европе и США. Организаторы исследования адаптировали и дополнили оригинальную методологию к беларусским реалиям. Несмотря на это данные можно сопоставлять с исследованиями в других странах.
Какая Digital Maturity у компаний Беларуси?
Согласно опросу, 39% компаний находятся на начальном этапе, еще 36% – на фрагментарном. Но благодаря 13%, находящимся на интегрированном и максимальном уровнях, средний показатель для рынка Беларуси – фрагментарный.
Беларусь находится на одном уровне с другими регионами мира, однако в процентном отношении наша страна немного отстает как от среднего по миру, так и от компаний Европы, Азии и Индии. Однако digital-зрелость компаний Беларуси однозначно выше их конкурентов из России.
Наиболее прогрессивные отрасли – те, в которых заметна серьезная конкуренция: финансовый сектор, E-commerce, FMCG. При этом есть зависимость цифровой зрелости от штатной численности и выручки компании.
Так, компании с числом сотрудников 101-250 и 251+ имеют более высокий уровень digital-зрелости. Компании с выручкой больше $20 миллионов в год и вовсе в среднем достигли интегрированного уровня.
Лучше всего у бизнеса Беларуси обстоят дела с организацией работы внутренних и outsource-команд, с использованием интернет-рекламы и сегментацией целевой аудитории. Хуже всего – с атрибуцией продаж: пониманием, какой клиент после каких маркетинговых активностей стал покупателем.
Остальные результаты исследования:
- По некоторым показателям, таким как «активы и реклама» и «организация» отдельные отрасли продвинулись на интегрированный уровень. параметр «Атрибуция» – самый слабый у беларусского бизнеса
- У большинства компаний digital-инструменты поддерживаются в организации – часто есть специально выделенный digital-специалист
- Почти половина компаний находятся на начальном уровне «автоматизации» с все еще большим фронтом ручной работы
- Большинство компаний достигли фрагментарного уровня по параметру «Аудитория»: знают сегменты своей ЦА и получают и работают с ней из CRM
- Большинство компаний находятся на начальном уровне зрелости «активов и рекламы»: хаотично создают креативы, следуя брендбуку компании
- В среднем компании находятся на начальном уровне зрелости «Атрибуции» – отслеживают основные маркетинговые метрики
Представители разных отраслей, продемонстрировавших наибольшую digital-зрелость, получат награды на церемонии награждения профессионального конкурса БРЕНД ГОДА 2021 в рамках номинации «Лучший digital-бренд».
Полный отчет Digital Maturity 2021 доступен в телеграм-канале @belretail.by.