Белорусский рынок сегодня столкнулся с возрастающим переизбытком торговых площадей ТРЦ и дефицитом брендов. В этой ситуации девелоперы и владельцы объектов вынуждены вести переговоры с международными брендами и сетями об открытии представительств в Беларуси. По прогнозам специалистов компании «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса», мировые бренды придут в Беларусь только к концу 2017 года.
Собственники строящихся торгово-развлекательных центров в ближайшие годы сыграют ключевую роль в привлечении мировых брендов в страну. Одним удастся напрямую привести международные сети в свои объекты, другим предстоит договариваться о получении франшиз.
Уже работающие ТРЦ пытаются справиться с ротацией арендаторов, новые — с низкими темпами заполнения помещений и высоким уровнем вакантности. Поскольку покупательская способность населения остается нестабильной, некоторые ритейлеры пересматривают программы по развитию и оптимизируют сети. Владельцам крупных торговых комплексов остается рассчитывать на приход новых торговых марок и мировых брендов.
Как считают в компании «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса», некоторые международные сети сейчас «на полпути в Минск». В настоящее время возможность выйти на белорусский рынок в той или ином форме рассматривают известные бренды с широкой географией — от России и Турции до Италии и Финляндии.
Наибольший интерес наш рынок представляет для брендов модной одежды, товаров для детей и общественного питания. Иностранных игроков интересуют, прежде всего, новые крупные комплексы с современными торговыми площадями.
Мировым брендам интересны крупные комплексы с современными торговыми площадями. Большие ожидания участники рынка связывают с ТРЦ Galleria Minsk в центре Минска. Эксперты уверены, что открытие комплекса станет индикатором всего рынка, поскольку по своему расположению, архитектуре, объемно-планировочным решениям и технической «начинке» комплекс соответствует требованиям мировых стандартов.
В 2016 году также должны открыться комплексы GreenCity и DanaMall. Оба эти торгово-развлекательных центра имеют крупные размеры и ориентированы на широкий пул операторов. Вероятно, заполняться они будут поэтапно, поскольку найти операторов на такой объем торговых площадей в Минске сейчас практически невозможно. Девелоперы начнут проводить более гибкую политику в отношении арендаторов.
Если мировые бренды будут вести себя пассивно, девелоперам придется открывать магазины по франшизе. Сейчас это довольно распространенная схема: девелоперы открывают собственные магазины, чтобы тем самым подтянуть других операторов. Причем так поступают и в Европе: это не только упрощает заполнение объекта, но и позволяет чувствовать поведение потребителя, лучше понимать ситуацию в торговом центре.
Минск до конца года должен получить 166 тыс. кв.м качественных торговых площадей, в результате чего рынок увеличится на 38%. Переизбыток площадей окажет давление на арендные ставки, которые продолжат снижаться в текущем году. Многие девелоперы пойдут на уступки: от предоставления арендных каникул до привязки ставок к величине торгового оборота арендатора.
Специалисты уверены, что рынок ожидают качественные преобразования: потребители и арендаторы получат интересные объекты с доступными ценами. Большую роль будет играть развлекательная часть: в торговые центры будут ходить не столько за покупками, сколько за впечатлениями и эмоциями, чтобы провести время с семьей. Девелоперы станут больше усилий направлять на то, чтобы сделать свои объекты по-настоящему интересными для посетителей.
_____________________________________________________________________
Прим. ред.
Кстати, весьма интересным форматом, который может появиться на белорусском рынке — это комплексы по игре в мини-гольф. Данный формат весьма распространен в Европе. Сегодня ТРЦ предлагают стандартный набор развлечений для своих посетителей в виде детских центров, боулингов, игровых залов и пр. Новый формат активного отдыха позволяет посетителям погружаться в фантастическую реальность, и может привлечь новых посетитеей в ТРЦ.
Несколько фото залов и обстановки залов для 3D мини-гольфа, которые предлагается организовать в Минске.
Дополнительная информация доступна по телефону +371 29 371-0121, либо по e-mail: info@belretail.by.