Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) подвела неутешительные итоги продаж новых автомобилей в 2016-м году. Падение рынка составило 33%, но галавнымобразом за счет сокращения серого ввоза. Продажи дилеров сохранились на уровне 2015 года.
Основные причины:
- Общее сокращение спроса и снижение покупательной способности в пределах Республики Беларусь.
- Белорусские автодилеры снизили цены до уровня российских производителей в том числе за счет утилизационного сбора (нет смысла везти авто по серой схеме).
- В топе продаж марки и модели российской сборки. Дилеры марок, которые импортируются, продолжают терять долю продаж.
- Цены на модели российской сборки растут и приближаются к среднеевропейским (девольвационный шок прошел)
По итогам года всего в Беларуси было зарегистрировано 30,6 тыс. легковых автомобилей (с учетом коммерческих - 33,6 тыс.). По БАА (продажи официальными ДИЛЕРАМИ - членами ассоциации БАА) статистика cледующая: 24 165 легковых + 2346 коммерческих.
Оптимистичный прогноз БАА на 2017 год по рынку в целом (с учетом серых продаж) – падение на 8%, что составит 28,2 тыс. легковых авто, а с учетом коммерческих - 31 тыс. Это пессимистический прогноз.
Тенденции:
- Дилеры из второго эшелона, которые в год продают около 100 авто находятся на критическом уровне рентабельности. Основной заработок на сервисе. Клиентская база этих дилеров сокращается из-за устаревания автомобилей.
- В Европе продажа автомобилей не является ключевым фактором доходности. Рентабельность продаж практически на нулевом уровне. Основной бизнес автоцентры делают на послепродажном сервисе.
- Юрлица в Беларуси покупают примерно 40% всех новых авто.
- Ожидается увеличение доли б/у авто, который примерно в 4 раза больше чем рынок новых (т.е. до 150 тыс. автомобилей).
Читать также: У белорусов закончились деньги на покупку новых авто
Негативные факторы:
- Продолжится рост цен на автомобили - удорожание по итогу 2016 года составило в пределах 30-40%.
- Стоимость автомобилей российской сборки выравнивается со стоимостью на западных рынках. Покупательская способность белорусов не растет, что обуславливает негативные тенденции.
- ЕврАзЭС создает дополнительные препятствие для ввоза автомобилей из дальнего зарубежья.
- Запуск системы «Эра-Глонасс» приведет кудорожанию импортных авто до €1500.
- Рынок постепенно скатывается в сегмент дешевых седанов и внедорожников
Позитивные тенденции:
- Финансовая стабилизация на рынке.
- Активно внедояются финансовые инструменты: кредиты, отсрочка платежа, лизинг (до 40% продаж осуществляется с использованием финансовых инструментов)
- Наблюдается отложенный спрос со стороны юрлиц. В 2016 году бюджеты были значительно урезаны. Рано или поздно наступит для предприятий время для обновления.
- Большое количество ввезенных в 2011 году б/у авто физлицами также в ближайшее время потребует обновление парка.
- Все больше доверия к системе TradeIn у официальных дилеров. Все серые схемы после ряда судебных процессов, потеряли доверие у клиентов. Автомобильный ритейл будет активно развиваться в направлении б/у автомобилей.