На фоне массового уход из России зарубежных брендов маркетплейс Ozon изучает возможность запуска линейки собственных торговых марок в самых проблемных категориях и надеется снизить сокращение ассортимента в них, пишет «Ъ».
В начале марта Ozon подал заявку на регистрацию торговых марок Ozon Pets, Ozon Sports, Ozon Baby, Ozon Travel и Ozon Home.
В прошлом году ритейлер уже выпустил ряд товаров под собственными торговыми марками в категории кофе, молочные продукты, вода, снэки, лимонады и др. Они были доступны клиентам Ozon Express.
Планируется, что производством займутся российские партнеры. Однако эксперты считают, что локальные производители вряд ли смогут справиться со спросом и соблюсти должные стандарты качества.
Недостаток потребительских товаров уже наблюдается в ряде категорий, например среди автомобильных комплектующих или предметов роскоши.
Также наблюдается нехватка и рост цен на товары для животных, бытовую химию, детские товары, а также на косметику и продукцию женской гигиены. Ритейлеры и маркетплейсы сейчас ищут возможности заменить товары иностранных компаний, приостановивших свою деятельность или сокративших присутствие в стране, такие как Mondelez, Unilever, Colgate, Procter & Gamble, отмечает она. Часть игроков рассчитывает на СТМ, другие — ищут поставщиков из других стран,
Однако, по мнению экспертов, в России мало производств, способных справиться с большими объемами заказов и предложить достаточный уровень качества в соответствии с необходимыми спецификациями. Вероятнее всего, для ряда категорий производство будет организовано в Казахстане и Узбекистане.
Категории спортивных товаров и товаров для дома будут массово производить в Азии. Если текстиль еще можно заказать на российской фабрике, как это делала IKEA, то велосипед или тренажер — вряд ли.
Другие игроки рынка также в свое время изучали вопрос СТМ и предприняли некоторые шаги.
Так в «Яндекс.Маркете» наращивают долю СТМ с 2021 года, сегодня количество таких товаров на площадке достигает 50 наименований. Кроме того, компания с марта продает электронику под собственной маркой, а также развивает направление детских товаров. Часть продукции, уточняет представитель компании, производят российские партнеры, что позволяет снизить издержки на логистику и использовать экспертизу партнеров, которые знают потребности покупателей.
Wildberries отказался от СТМ еще в 2020 году, планов развивать это направление сейчас у компании нет. Этот онлайн-ритейлер планирует сосредоточиться на увеличении прямых поставок от производителей из Беларуси и Казахстана.