В нынешнем году в Минске ожидается усиление дифференциации между успешными и неуспешными торговыми объектами. Об этом порталу www.interfax.by сообщили специалисты Colliers International — международной консалтинговой компании на рынке коммерческой недвижимости.
— Удачных торговых центров в Минске не так много, и их работа будет относительно стабильна, — высказали мнение эксперты. — В то же время объекты с сомнительным местоположением и с неудачной концепцией будут терять хороших арендаторов и претерпевать снижение денежного потока. В результате нижняя граница среднерыночного диапазона ставок аренды будет существенно снижаться, максимальные показатели вакантных помещений — расти.
В компании напомнили, что 2014 год ознаменовался для Минска и ближайшего пригорода введением в строй 13 крупных объектов торговой недвижимости суммарной валовой арендной площадью GLA более 130 тыс. кв.м. При этом рынок торговых новостроек – 2014 имел выраженный уклон на мебельную специализацию. Так, среди новых объектов было три крупных мебельных центра — «Домашний очаг», «Озерцо» и «Мебельный трюм». Кроме того, довольно крупные магазины-шоурумы ряда производителей мебели открылись в составе торгово-складского комплекса в районе деревни Большое Стиклево.
Эксперты констатировали, что ставки арендной платы на рынке торговой недвижимости белорусской столицы начали снижаться с четвертого квартала прошлого года. Более того, тренд к росту вакантности начал проявляться на рынке еще раньше, чем снижение ставок аренды.
— Это обуславливалось не только ростом предложения за счет ввода новых объектов, но и тем, что на фоне падения темпов роста рынка торговой недвижимости некоторые сетевые ритейлеры всерьез задумались об оптимизации сети, — пояснили в Colliers International. — В результате начали наблюдаться факты ротации арендаторов, сокращение числа объектов у некоторых операторов.
По оценкам специалистов, существенный рост вакантности произошел в торговых центрах первых поколений — в объектах так называемой «мелкой павильонной нарезки».
— Этому способствовали как трудности, характерные для рынка в целом, так и новые правила и условия работы для предпринимателей, — считают аналитики.
Кстати, в 2015 году в белорусской столице намечен ввод ряда крупных качественных объектов в формате торгово-развлекательных центров. Отсюда и ожидание повышенной дифференциации успешных и неуспешных центров торговли.