В связи с участившимися обращениями в министерство организаций торговли и услуг на проверки общественными объединениями потребителей, которые по сути занимаются вымогательством, МАРТ обнародовал разъяснения.
Суть проблемы: Представители ряда общественных объединений и коммерческих организаций, которые якобы занимаются защитой прав потребителей, занимаются поиском товаров с истекшим сроком годности или иных нарушений правил торговли. Под видом угрозы наплавления жалобы в контролирующие госорганы, они предлагают подписать договор на участие сотрудников магазина в платных семинарах. Ритейлер по сути откупается от возможно более масштабных потерь в случае разбирательства на государственном уровне.
Данная проблема в беларусском розничном бизнесе существует уже много лет. Многие крупные ритейлеры уже научились бороться с такими «проверяющими» — их уже знают в лицо и охранники просто не пускают этих «экспертов» в торговый зал.
Тем не менее проблема существует и МАРТ знает о ее существовании. Belretail.by не раз задавал представителям министерства вопросы о том, что деятельность таких объединений является по сути незаконной, но в ответ мы слышали следующее: раз ритейлеры соглашаются платить за такие семинары, значит тем самым признают факт нарушения.
Тем не менее вчера МАРТ вынужден был озвучить свое отношение к данной проблеме и высказаться.
В министерстве считают, что проверки торговых организаций вправе проводить только государственные органы и иные организации, уполномоченные законодательством и решениями Правительства осуществлять такой контроль.
Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» предусмотрен прямой запрет на проведение общественного контроля коммерческими организациями и общественными объединениями, за исключением профсоюзов.
В комментарии МАРТ сообщается, что в ряде случаев деятельность лжеконтролеров осуществляется с применением противоправных методов: под видом защиты прав потребителей запугивают продавцов несоразмерными штрафами и понуждают продавцов заключать договоры на посещение нарушителями платных семинаров.
Торговые организации принимают решение о заключении подобного рода сделок ради сокрытия нарушений. Подобные действия и их мотивация по своей природе противоправны.
Зачастую субъекты торговли поясняют, что соглашаются на такие сделки ввиду высокого размера штрафа за просроченный товар (который больше стоимости обучающего семинара).
Однако в министерстве отмечают, что согласно статье 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:
- нарушение правил торговли влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин; повторное нарушение правил торговли в течение одного года со времени установления первого нарушения – от 10 до 30 базовых величин;
- за продажу просроченного товара предусмотрен штраф в размере до 500 базовых величин.
При этом, пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2018 г. № 7 «О развитии предпринимательства» установлено, что принятие решения о привлечении к административной ответственности должно основываться на принципах соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям.
По мнению МАРТ, государством предприняты меры по исключению оснований для деятельности лжеконтролеров.
Пресечь практику навязывания субъектам торговли платных образовательных услуг в обмен на сокрытие информации о выявленных в торговых объектах нарушениях торговые организации в состоянии самостоятельно, прекратив приобретение таких услуг и наладив должный внутренний контроль за соблюдением работниками требований законодательства о торговле и защите прав потребителей.
При этом МАРТ обращает внимание торговых организаций на необходимость обеспечения основополагающего права потребителей на качество и безопасность товара.