По результатам исследования Kaspersky, подавляющее большинство респондентов (70%) сталкивались с телефонными и онлайн-мошенниками, которые представлялись сотрудниками финансовых организаций. Четверть участников отметила, что собеседники притворялись продавцами с сайтов с объявлениями, ещё в 20% случаев связывались якобы представители магазинов, а в 19% — организаторы конкурсов или опросов.
Самой распространённой легендой у мошенников является сообщение о подозрительных финансовых махинациях с картой или счётом (71%). На втором месте располагается оповещение о выигрыше в лотерее или конкурсе и предложение его получить (46%). Третье место занимает легенда о случайном переводе средств, а также последующая просьба их вернуть (21%). Помимо этого, мошенники могут предложить поучаствовать в схеме с лёгким заработком (17%) или сообщить о несчастном случае с родственником или знакомым (19%).
«В зависимости от легенды мошенники могут просить потенциальную жертву сообщить персональные или банковские данные (47%), оплатить комиссию для получения выигрыша (34%), назвать код из СМС или информацию с карты (33%). Делать этого ни в коем случае нельзя: стоит помнить, что главной целью злоумышленников всегда является денежная выгода, а для этого они могут прибегать к самым разным методам. Например, попытаться втереться в доверие, в ходе разговора называя личную информацию собеседника — обращаясь по имени и отчеству — или ссылаться на родственников. Чтобы обезопасить себя и не попасться на подобные уловки, важно сочетать технические и нетехнические меры защиты: установить специальное решение, сохранять бдительность и повышать цифровую грамотность», — комментирует Дмитрий Кудревич, представитель Kaspersky в Беларуси.
Рекомендации:
- необходимо критически относиться к крайне щедрым или пугающим предложениям;
- не переводить деньги за призы и подарки;
- использовать специальные защитные решения, которые не дадут перейти по фишинговой ссылке и предупредят, если номер используется мошенниками.
«Важно понимать, что мошенники специально маскируются под крупные и известные бренды: банки, интернет-магазины, сайты. Так они могут войти в доверие к жертве, и в итоге человек сам сообщает те данные, которые никогда никому нельзя передавать, — рассказывает Виктория Сацута, представитель Kufar. — Чтобы не потерять деньги, важно придерживаться ряда простых правил».
- Если вам звонят якобы из банка или магазина, положите трубку и перезвоните сами по официальным телефонам.
- Не кликайте по ссылкам, которые вам присылают в мессенджерах. Не сканируйте QR-коды, которые вам присылают.
- Проверяйте адрес сайта, на котором находитесь. Мошенники отлично копируют дизайны, и отличить, где подделка, а где оригинал можно только по адресу в поисковой строке. Отличие даже в одном символе — признак того, что вы оказались на фальшивом сайте.
- Никому не передавайте данные вашего паспорта, карты, коды из СМС.
- Покупайте и продавайте только на официальных ресурсах, не переходите в сторонние мессенджеры, чтобы обсудить сделку.
Популярные схемы обмана в Беларуси Kufar детально описывает в Центре поддержки пользователей.
Опрос проведён компанией OnIn по заказу Kaspersky в декабре 2022 — январе 2023 гг. В Беларуси в нём приняли участие 505 человек из разных городов, в том числе Минска, Могилева, Гомеля, Витебска, Гродно, Бреста и других.