Как трансформируется табачная отрасль в мире и Беларуси

08.10.2021
Как трансформируется табачная отрасль в мире и Беларуси
Все рекламные возможности портала belretail.by

Трансформация табачной отрасли происходит во всем мире, в том числе и в Беларуси. Она направлена на существенное снижение рисков, связанных с традиционным курением, за счет разработки и стимулирования перехода потребителей на альтернативные никотиносодержащие продукты, такие как системы нагревания табака, вейпы, никотиновые паучи.

Очевидно, что подобная трансформация имеет определенный научный базис. Так, в 2021 году были получены результаты ряда исследований, таких как: клиническое исследование системы нагревания табака glo™️ (проводится в Великобритании); социологическое и экономическое исследования, проведенные Институтом философии НАН Беларуси по заказу компании «БАТ Беларусь».

Данные исследований были представлены на конференции, прошедшей недавно в Минске.

Обобщенными целями социологического и экономического исследований, проведенных в Беларуси, стали ответы на два вопроса:

1. Насколько осведомлены совершеннолетние курильщики относительно новых никотиносодержащих продуктов и готовы ли они рассматривать переключение на постоянное потребление таких продуктов (в опросе поучаствовали 800 совершеннолетних курильщиков)?

2. Насколько выгодно обществу и государству было бы переключение совершеннолетних курильщиков на потребление новых никотиносодержащих продуктов?

Исходя из результатов социологического исследования, проведенного под руководством доктора философских наук Р.А. Смирновой, можно выделить следующие тезисы:

  • более 65% опрошенных респондентов сталкивались с осуждением со стороны окружающих в связи с курением;
  • осведомленность опрошенных респондентов относительно разных видов новых никотиносодержащих продуктов колеблется в диапазоне от 30% до 60% в зависимости от вида таких продуктов;
  • 30% респондентов полагают, что переключение на потребление новых никотиносодержащих продуктов предполагает снижение риска для здоровья (причем среди возрастной категории от 19 до 29 лет подобный показатель возрастает до 45%), при этом, как было указано выше, значительное количество опрошенных (от 40% до 70%) пока недостаточно знают о новых продуктах;
  • 25% опрошенных респондентов уже переходят либо готовы перейти на потребление новых никотиносодержащих продуктов.

Экономическое исследование, проведенное кандидатом экономических наук Л.Б. Фридкиным показало:

  • одномоментное переключение всех курильщиков на потребление новых никотиносодержащих продуктов могло бы сэкономить для республиканского бюджета до 300 млн. рублей расходов на здравоохранение;
  • потери нанимателей, связанные с оплатой рабочего времени, приходящегося на перекуры, составляют астрономическую сумму до 570 млн. рублей в год. Таким образом, переход всего 10% таких курильщиков на потребление, например, никотиновых паучей, потребление которых возможно без отрыва от производственного процесса, сэкономил бы нанимателям порядка 57 млн. рублей;
  • Перекуры «стоят» стране около 1% ВВП в год, в связи с чем, указанный выше переход 10% курильщиков на потребление паучей смог бы «дать» стране прирост в 0,1% ВВП.

Эксперты отметили, что имевшая место ранее парадигма «Quit smoking or die» («Бросай курить либо умри») отжила свое. Ей на замену приходит парадигма «Risk continuum» (континуума, ранжира продуктов с точки зрения их вреда для здоровья), в основе которой лежит одна простая идея: «В идеале лучше не курить вовсе, однако так выходит далеко не всегда. И между «курить» и потреблять альтернативные никотиновые продукты — второе всегда лучше».

Новую парадигму уже взяли на вооружение регуляторы в передовых странах. По мнению компании «БАТ Беларусь», отечественные регуляторы имеют возможность принять во внимание те перспективы и выгоды, которые принесло бы для общества и государства распространение новых никотиносодержащих продуктов со сниженной степенью риска.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: