После приостановки своей работы гигант фаст-фуда McDonald’s объявил о планах навсегда покинуть Россию.
Сеть ресторанов быстрого питания уже начала искать местного покупателя для приобретения 850 принадлежащих ей ресторанов в стране. Руководство McDonald’s заявило, что приоритетом будет обеспечение оплаты 62 000 ее сотрудников в России пока не будет завершена сделка.
«Гуманитарный кризис, вызванный войной в Украине, и возрастающая непредсказуемость условий работы привели McDonald’s к выводу, что дальнейшее владение бизнесом в России более нецелесообразно и не соответствует ценностям McDonald’s», — сказано в заявлении компании.
Согласно принятому решению McDonald’s начнет процесс удаления своего бренда и «деархивации» розничных подразделений. Новый владелец не сможет использовать существующее название, логотип или меню.
Президент и главный исполнительный директор McDonald’s Крис Кемпчински заявил, что компании было трудно принять данное решение. «Тем не менее, у нас есть обязательства перед нашим мировым сообществом, и мы должны оставаться верными нашим ценностям. И наша приверженность нашим ценностям означает, что мы больше не можем поддерживать там сияние Арок», — сообщил топ-менеджер.
Эксперты ресторанного рынка уже окрестили данное событие экспериментом невиданного масштаба. Все задаются вопросами:
- Насколько у людей сохранится любовь к продукту, если у него не будет любимой торговой марки?
- Сохранятся ли по-прежнему самые низкие в мире цены на картошку-фри и бургеры?
- Будут ли работать также отлично рестораны без международного аудита?
- Будут ли гости также любить марку без рекламы?
Если новый бренд состоится, то это будет большим вызовом и сигналом франчайзерам и инвесторам по всему миру.
Условием сделки является то, что новому владельцу необходимо будет осуществить ребрендинг компании и поменять все названия. Однако останутся все технологии, все оборудование и все поставщики, а также весь персонал, включая менеджмент.
Ресторатор и президент Союза управляющих ресторанами России Сергей Миронов рассказал о том, с какими сложностями может столкнуться новый владелец.
«Все, что есть на данный момент у McDonald’s, можно условно разделить на две части:
Первая часть — это какие-то помещения, которые находятся в собственности, в каких-то договорах долгосрочной аренды на льготных условиях, те помещения, где договоры не привязаны к названию бренда. Здесь у нового владельца не возникнет никаких проблем: он спокойно сможет работать и под новым брендом.
Вторая часть — это помещения, где в договорах аренды очень жестко прописано, что там должен находится именно Макдональдс. Те же торговые центры сдавали свои помещения именно Маку, как необходимому им якорю. Здесь, во всех этих ТЦ, у McDonald’s достаточно льготные условия, основанные на договоре, где они платят только процент, а не ставку.
В этом случае все будет гораздо сложнее и проблематичнее. Торговые центры имеют право в одностороннем порядке разорвать договор, и где-то ТЦ именно это и будут делать: менять новую компанию, которая заменила Мак, на других арендаторов.
Где-то с торговыми центрами удастся договориться (возможно даже в большинстве торговых центров). Но, в любом случае, ТЦ, при перезаключении данного договора, изменят экономические условия и однозначно включат штрафные санкции. То есть, новой компании придется за это заплатить, и немало.
Также интересная ситуация возникает с франчайзи: тут все совершенно неоднозначно. Договор коммерческой концессии, который заключён у McDonald’s с франчайзи, не предполагает одностороннего отзыва названия. В этой ситуации франчайзи могут упереться и работать под брендом Макдональдс, отказавшись что-либо менять. И им это будет выгодно, потому что, как показала практика, франчайзи сейчас очень неплохо зарабатывают, забрав значительную часть освободившегося потока от закрытых McDonald’s.
Новому владельцу компании придётся договариваться с франчайзи на изменение названия и работу под его брендом. Но это будет возможно только в добровольном порядке, при создании определённых, экономически выгодных условий для того, чтобы франчайзи пошли навстречу. Попытку решить с ними вопрос в суде я считаю провальной: суд точно встанет на сторону франчайзи».