В рамках исследования антикризисного анализа рынка компанией МАСМИ, проведенного в декабре 2016 года, были изучены социально-экономические явления, с которыми пришлось столкнуться белорусским потребителям в 2016 году. Были выявлены товары и услуги, на которых начали экономить горожане, а также изучены изменения дохода и потребительского поведения.
Впервые такое исследование МАСМИ провела в 2009 году и проводися ежегодно. В 2015 было 2 волны исследования - июль и декабрь. данные декабря 2016 года в данном материале сравниваются с декабрем 2015-го.
Год назад удалось выяснить, что почти половина белорусских горожан (43,6%) начали экономить на продуктах питания. В первую очередь, были сокращены расходы на мясо и рыбу, шоколад в плитках и шоколадные батончики, чай, кофе, соки, алкоголь и пиво.
Читать также: Исследование МАСМИ: На чем и как пытаются экономить белорусские горожане
В ушедшем году рост цен на товары и услуги по-прежнему оставался наиболее актуальным проявлением экономической ситуации. Но если к концу 2015 года о нем говорили практически все горожане (89,5%), то в конце 2016 – уже 70%. Статистика по инфляции подтверждает, что в 2016 году цены действительно росли меньше, чем в 2015. По результатам исследования МАСМИ в 2016 году на 12-13% снизилось число горожан, которые столкнулись с уменьшением доходов и вынужденной экономией.
В 2015 году из-за экономии часть потребителей уже переключилась на более дешевые марки или отказалась от потребления тех или иных товаров. Тренд экономии остается актуальным почти для половины опрошенных (45%). При этом женщины чаще, чем мужчины, а также люди в возрасте старше 45 лет говорили о вынужденной экономии на товарах и услугах. На прежнем уровне остаются депрессивные настроения в обществе: с паникой и депрессией в окружении сталкивается примерно каждый четвертый горожанин. О вынужденном сокращении рабочего дня, вынужденных отпусках, увольнении/сокращении с работы респонденты говорили чаще, чем в 2015 году.
По данным исследования МАСМИ основными статьями экономии как и в 2015 году остаются отпуск и развлечения, а также продукты питания. На отпуске и отдыхе по-прежнему экономит каждый второй горожанин. Почти на 20% по сравнению с прошлым годом снизилось число тех, кто начал экономить на развлечениях.
В 2015 году сократили расходы на развлечения более половины горожан (59,6%) в т.ч. и полностью отказавшись от каких-то видов развлечений или переключившись на менее дорогой досуг, что уже стало привычным и не воспринимается как жесткая экономия. Похожая ситуация складывается с экономией на одежде, обуви, косметике и средствах гигиены.
В прошлом году в целях экономии потребители уже переключились на более дешевые марки, в т.ч. белорусского производства и остались в этом сегменте. При этом женщины чаще упоминали о вынужденной экономии на одежде, обуви, косметике и средствах гигиены. На продуктах питания чаще всего экономят люди в возрасте 55 лет и старше.
Согласно результатам исследования МАСМИ в 2016 году выросло число горожан, которые начали экономить на покупке бытовой техники. В большей степени такая экономия характерна для женщин. Мужчины, в свою очередь, еще больше сократили расходы на спиртное и сигареты, а также транспорт (включая топливо для личного автомобиля). Также горожане начали чаше экономить на коммунальных платежах и лечении (в том числе покупке медикаментов).
Методология исследования:
Объект исследования – мужчины и женщины 18-64 лет,
жители городов РБ.
Размер выборки: 1000 респондентов.
Города опроса: Минск, областные центры,
большие, средние и малые города.
Метод сбора информации – face-to-face интервью.
Время опроса – декабрь 2016 года.