По результатам исследования МАСМИ (Международного агентсва социальных и маркетинговых исследований) проведенного в конце 2015 года почти половина белорусских горожан (43,6%) начали экономить на продуктах питания. В первую очередь, были сокращены расходы на мясо и рыбу, шоколад в плитках и шоколадные батончики, чай, кофе, соки, алкоголь и пиво.
Как и в предыдущие кризисные периоды, основным трендом экономии для белорусов становится переключение на более дешевые отечественные марки. В категориях, которые хуже поддаются импортозамещению (например, чай и кофе), потребители начинают переключаться на более дешевые импортные марки.
![ТОП 10 продуктов питания и напитков, на которых начали экономить белорусы в 2015 году](/files/article/841/563626208064b6b378aab85e850acee3.jpg)
![как именно белорусы начали экономить на продуктах питания в 2015 году?](/files/article/841/9c3fe139f637a5f1cf4fd2f176ed22e9.jpg)
При покупке косметики и бытовой химии потребители также отдают предпочтение недорогим отечественным маркам. Например, примерно каждый четвертый опрошенный начал покупать более дешевую белорусскую марку стирального порошка и средства для мытья посуды.
![как именно белорусы начали экономить на косметике и бытовой химии в 2015 году?](/files/article/841/a91d6677719c8750fd1ba45898c944ac.jpg)
Также следует отметить, что во второй половине года выросло число потребителей, которые вообще не покупают некоторые продукты питания и напитки. В первую очередь, это пиво, соки и нектары, молотый и растворимый кофе, шоколадные батончики. И если спад потребления соков и пива можно объяснить сезонностью (в холодное время года оно снижается), то для кофе и шоколада это неактуально. Можно предположить, что это также связано с вынужденной экономией на этих продуктах.
![ТОП 5 категорий по росту отказа от потребления в Беларуси в 201 году](/files/article/841/3f2341866e9230f3be626245e271d5ce.jpg)
Методология исследования:
Объект исследования — мужчины и женщины 18-64 лет, жители городов РБ.
Размер выборки: 1000 респондентов.
Города опроса: Минск, областные центры, большие, средние и малые города.
Метод сбора информации — face-to-face интервью.
Время опроса — декабрь 2015 года.