На этой неделе стало известно, что по инициативе ряда бизнес-союзов, которые представляют малый и средний бизнес, в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) была создана группа по обсуждению документов об усилении госрегулирования торговых сетей. Однако, глава МАРТ Владимир Колтович снял с обсуждения гриф «для служебного пользования» и сделал его максимально открытым.
Суть проблемы
Главным инициатором данной инициативы выступает вице-председатель ОО МССПиР Виктор Маргелов. Он приводит цифры о темпах падения доли малого и среднего бизнеса в розничном товарообороте и монополизации торговой сферы. По данным МАРТ за 2016-2017 годы семнадцать крупнейших торговых сетей увеличили свою долю в товарообороте страны на целых 15%. Виктор Маргелов считает, что крупные сети разрушают рынок розничной торговли.
Суть предложений бизнес-союзов — обязать крупных игроков торговать всем ассортиментом товаров беларусского производства, а по сути, обязать торговать тем, чем субъект не хочет торговать или чем ему не выгодно торговать.
Более того, крупных сетевых ритейлеров обвинили в том, что они угрожают суверенитету страны.
Маргелов также обвиняет МАРТ в том, что действующие антимонопольный и другие нормативные акты, формально создавая равные условия, на самом деле являются льготными для крупных игроков, но дискриминационными для малых и средних предпринимателей.
У главы МАРТ более спокойная позиция: Владимир Колтович считает, что сейчас не стоит создавать ненужное напряжение в работе потребительского рынка. В рамках данной инициативы и проработки документов, по его мнению, не стоит задача сделать хуже. Задача в том, чтобы условия и подходы на рынке были равными и отношения с производителями соответствовали законодательству.
Читать также: Рейтинг крупнейших FMCG-ритейлеров Беларуси по объему торговых площадей и количеству магазинов
Основным раздражителем представителей бизнес-союзов является крупнейший на рынке FMCG-ритейла игрок — компания «Евроторг», которая развивает сети «Евроопт», «Бруснічка» и «Хит! Экспресс».
Андрей Зубков,
генеральный директор ООО «Евроторг».
Руководитель крупнейшего ритейлера сообщил, что за время развития рынка розничной торговли в Беларуси и укрупнения игроков удалось уйти от диктата производителей, которые могли необоснованно поднимать цены в любой момент.
Он также обратил внимание на то, что рентабельность по чистой прибыли многих крупных розничных игроков колеблется от 0,5 до 1% (в 2017 году в «Евроопте» она составила 1,03%, в 2018 году — 0,5%). Согласно финансовой отчетности за 2017 год некоторые производители показали рентабельность в пределах от 6 до 16%.
Что касается мелкой розницы, то директор «Евроторга» заметил, что в развитых странах все уже давно изобретено и отрегулировано. Так, в обращении в МАРТ упоминаются 17 крупнейших сетей Беларуси, которые нарастили товарооборот за последние годы на 15%. Но во многих западных странах три-пять сетей держат до 85−95% розничного рынка продуктов питания! И это никоим образом не мешает существовать мелким розничным магазинам.
«Сегодня по сути от имени бизнес-союзов выступают бизнесмены, которые не выдерживают текущую конкуренцию, они требуют для своего бизнеса — преференций и дополнительных административных барьеров — для своих конкурентов», — считает Андрей Зубков.
Роберт Киселев,
управляющий коммерческой недвижимостью, маркетинг-консультант.
Все, что предлагают так называемые бизнес-союзы, представляющие малый и средний бизнес, является полным бредом. Никто не имеет право ограничивать работу бизнеса, будь он большой, малый или очень большой за исключением рынка. Пусть люди принимают решение в какие магазины им ходить и какие продукты покупать.
Если у крупных ритейлеров есть ресурсы расширять сети, «отжимать» поставщиков и получать лучшие цены, проводить дорогие маркетинговые кампании и увеличивать долю на рынке — замечательно. В этом и есть цель бизнеса.
Вообще FMCG-ритейл — это бизнес крупных ребят. Потому, что это огромные вложения в логистику, склады, персонал, оборудование, маркетинг и в продукт. Это бизнес для крупных компаний, которые могут себе это позволить.
Что касается маленьких магазинов, то они во всем мире проигрывают крупным сетям. При этом рынок сам себя регулирует: маленькие магазинчики находят для себя ниши и вполне успешно работают.
Инициатива дебильная и ни к чему хорошему она не приведет если будет принята.
Андрей Карпунин,
вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей.
Любые предложения должны быть разумными и не наносящими вред бизнесу любого масштаба, т.к. за ним стоят собственники, кредиторы и другие стейкхолдеры. В контексте данной ситуации, на мой взгляд, стоит говорить о таких инструментах, которые используются в развитых странах.
Например, можно говорить о введении неких квот на наличие продукции национальных производителей. В Польше некоторые торговые сети отдельно маркируют полки с товарами национальных производителей.
Также можно говорить о стимулировании маркетинговой активности ритейлеров по популяризации и продвижению брендов национальных производителей среди потребителей. У нас в свое время были робкие попытки делать нечто подобное (кампании «Купляйце беларускае», «Беларускае самае маё»), но их реализация не достигла цели.
По сути переместить акцент с плоскости законодательного регулирования, в плоскость потребителя. Ни в коем случае дискуссии по данным вопросам не должны уходить в сторону диктата и установления различных предельных наценок на товары различных производителей или еще каких-то границ.
Беларусь это уже проходила, много от этого страдала и долго лечилась. Возврат в прошлое приведет к еще бОльшим негативным последствиям.