LOGCONSULT провел независимое исследование рынка экспресс-доставки и курьерских служб в Беларуси и подготовил 80-страничный отчет «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020»
Как отмечается в отчете, по состоянию на 8 мая 2020 г. в Республике Беларусь осуществляют деятельность 42 службы экспресс-доставки. Из них, специализируются на международной экспресс доставке – 19 операторов, доставку по Минску и Беларуси осуществляют – 16 операторов, 10 компаний работают как с международной доставкой, так и с доставкой по Беларуси.
Доставку товаров наложенным платежом осуществляют 10 операторов, из них 8 частных служб доставки и 2 государственных оператора, отмечено в отчете. Количество установленных почтоматов в Беларуси – 30, из них 21 – в Минске. Значительного распространения данная технология в Беларуси не получила.
Экспресс-доставка остается низкомаржинальным бизнесом
Более прибыльным он может стать только при высокой степени консолидации грузов, когда есть пул клиентов, который позволяет эффективно загружать транспорт по направлениям. Т.е. высокая степень консолидации может создавать добавочный продукт.
В большинстве своем службы экспресс-доставки создаются как обслуживающие предприятия основного бизнеса, например, «Европочта» (экспресс-доставка онлайн-гипермаркета «Гиппермол», «Доставыч» (интернет-магазин 24shop.by), «Логистон» (доставка канцтоваров ООО «Смартон»), ООО «Росчерк» (дистрибуция печатной продукции) и др. В этом случае у экспресс-доставки больше шансов выжить, есть постоянный грузопоток ключевого клиента.
Не маловажным аспектом является и менеджмент. К сожалению приход в компанию топ-менеджеров, не имеющих опыта работы в службах экспресс-доставки создает риски в виде принятия неэффективных решений. Что в итоге может привести к недополучению прибыли и даже банкротству. В низкомаржинальных бизнесах очень важно эффективное управление затратами.
Рынок экспресс-доставки в Беларуси является высококонкурентным
Иногда конкуренция ведется за счет снижения тарифов и даже демпинга. А должна вестись за счет повышения уровня сервиса. А это и электронный документооборот, и быстрый отклик на хотелки клиента за счет доработки софта и т.д. Цифровизация отрасли говорит о том, что софт должен быть свой, в этом случае ты можешь максимально быстрого реализовать хотелки клиента, и это не будет доступно конкурентам. Даже если конкуренты попытаются реализовать что-то подобное, на это уйдет время.
Ряд операторов созданы в Беларуси российскими службами экспресс-доставки. Дело в том, что поток посылок из России в Беларусь, намного больший, чем наоборот. Российским компаниям просто необходимо здесь иметь пункты выдачи, да и обратку забирать сложностей не составляет. В этом случае у операторов тоже есть подушка безопасности.
Демпинг на рынке, низкий сервис – уход в банкротство
Только за 2018-2020 гг. с рынка экспресс-доставки ушли 3 оператора (ЗАО «Наша почта» в августе 2018 г., ООО «Курьер Бай» в ноябре 2019 г. и ООО «Глобел24» в марте 2020 г.). Причиной ухода (банкротства) экспресс-операторов является неэффективный менеджмент и ценовая конкуренция (чаще всего и демпинг), а зачастую и низкий сервис. Но здесь надо отметить, что потребитель хочет дешевую и быструю доставку, еще и во все точки и по всей Беларуси, а оператор делая быстро и во все точки, играет с тарифами, ведь еще же есть конкуренция, уходя чаще всего при этом в минус.
Сектор e-commerce – основной драйвер роста экспресс-доставки.
Главным направлением роста рынка доставки грузов и почтовых отправлений будет сегмент В2С. И прежде всего за счет роста e-commerce, это сегодня самый быстрорастущий сегмент рынка.
На потребительский рынок выходит молодежь, которая выросла на гаджетах и заказывает через интернет все – от мебели до еды. При всем этом, собственную полноценную службу могут себе позволить только крупные интернет-магазины, объемы которых позволяют загружать транспорт максимально эффективно, остальные передают доставку на аутсорсинг. Но здесь важна скорость доставки, зачастую наложенный платеж, операторы экспресс доставки должны это понимать и быть готовы к этому. Кроме того, в период covid-19 спрос на интернет-доставку в Беларуси вырос в 3-5 раз.
Очень интересным и перспективным сегментом остается С2С (физлица реализуют товары физлицам), весьма вероятно отдельные операторы могли бы найти для себя новую нишу доставки, при партнерстве с беларусскими классифайдами, такими как например kufar.by и др.
Конкуренция не за счет тарифов, а за счет сервиса
Главным критерием выбора оператора экспресс доставки – остается стоимость, скорость доставки и уровень сервиса. Клиенты все чаще стали обращать внимание на цены и сроки доставки, дополнительные сервисы, гарантии сохранности груза. Им хочется следить за грузом в системе онлайн, иметь возможность круглосуточной связи с оператором, в т.ч через онлайн-консультант, а также в социальных сетях и специализированных ветках форумов. В секторе B2B (особенно e-commerce) важным критерием является четкая работа с документами со стороны оператора, возможности его системы электронного документооборота, а также ее интеграция во внутрикорпоративную систему заказчика.
Какое-то время назад операторы предрекали бурный рост почтоматов. Значительного распространения данная технология в Беларуси не получила. По всей Беларуси установлено не более 30 почтоматов, из них – 21 в Минске. Однако, многие привыкли работать с доставкой на дом, да и почтоматы серьезно ограничивают габариты товара, который может быть доставлен.
До сих пор платежи в пользу третьих лиц не разрешены
Перспективы рынка в случае принятие законопроекта «О платежных системам и услугах»
В соответствии с действующим законодательством, курьерские службы в Беларуси не имеют право принимать платежи в пользу третьих лиц. Для этого необходимо получать лицензию в области связи, такую как указывалось в Беларуси имеют только 10 операторов. Соответственно только эти компании имеют право доставлять посылки наложенным платежом.
Однако, заинтересованы принимать платежи в пользу третьих лиц маркетплейсы, службы экспресс доставки, мобильные операторы, гипермаркеты, финтех агрегаторы, компании, предоставляющие услуги фулфилмента (комплекса операций от оформления заказа покупателем, его комплектования и хранения, до момента получения оплаты и доставки покупки).
В конце 2019 г. прошло общественное обсуждение проекта закона «О платежных системах и услугах», который был разработан Нацбанком, все заинтересованные лица могли направить свои предложения в адрес ведомства. Однако, законопроект до сих пор не принят.
Принятие закона влечет внесение изменений в огромное количество подзаконных нормативных правовых актов и его вступление в силу не будет таким быстрым как ожидается. Кроме того, по мнению экспертов многие ведомства не готовы к такой либерализации рынка.
В случае принятия законопроекта, у служб экспресс-доставки, маркетплейсов, мобильных операторов, финтех компаний, агрегаторов появится возможность принимать платежи в пользу третьих лиц, что даст рывок рынку курьерских служб и e-commerce в целом, а их клиентам (прежде всего e-commerce) оптимизацию расходов на доставку и возможный отказ от собственных служб доставки.
Невозможность принятия платежей в пользу третьих лиц сдерживает появление на рынке новых игроков. Никто не спорит, что нужно дать возможность появиться курьерским службам, которые смогут принимать платежи в пользу третьих лиц. Однако, в случае принятие законопроекта прогнозируется рост количества курьерских служб на 20-30%. И конкурировать нужно будет с большим числом игроков. Конкуренции конечно не нужно бояться, но для беларусского рынка экспрес-доставки это может привести к очередной волне демпинга операторов.
Появление новых игроков на рынке экспресс доставки по Беларуси, без законодательных изменений маловероятно. Даже без прихода новых игроков, конкуренция на рынке высокая.
Подготовленный отчет «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020» содержит информацию о текущем состоянии рынка экспресс-доставки, основных тенденция и прогнозах, сравнении тарифов операторов, а также реестр компаний.
Исследование предназначено для операторов экспресс-доставки, международных перевозчиков, логистических операторов, представителей e-commerce, бизнес-аналитиков и всех, кто интересуется развитием рынка экспресс-доставки в Беларуси.
Качественный отраслевой срез рынка экспресс доставки и курьерских служб направлен на выявление угроз развития рынка, изучения основных игроков, их сильных и слабых сторон, а также оценку прогнозов развития рынка экспресс доставки, как отдельного направления в сфере транспортно-логистических услуг.