Ассоциация рекламных организаций представила данные об объеме рекламного рынка Беларуси в 2023 году. 54,1% всех рекламных затрат приходится на интернет. Общий объем рынка находится на уровне 2016 года и составляет 204,5 млн руб. ($68,2 млн).
Виктория Сацута, начальник отдела маркетинга Kufar, в своем комментарии изданию Myfin.by прокомментировала итоги 2023 года рассказала чего ждать в 2024 году.
По ее мнению прошлый год был одновременно интересным и непростым для рынка:
- Многим бизнесам нужно было перестроиться на новый формат работы с персональными данными.
- Некоторые рекламодатели сокращали бюджеты, другие, наоборот, увеличивали; происходила ротация брендов и замещение одних компаний другими.
- Часть технического инвентаря, которая была привычна для рынка, стала недоступна для закупки (по экономическим, географическим и юридическим причинам), в итоге рынок смог перестроиться и найти альтернативы.
- Появился запрос на промо от российских брендов – они рассматривают Беларусь как возможность расширить рынок сбыта и прирасти новой аудиторией.
Что будет влиять на рынок в 2024 году
1. Закон о персональных данных.
Влияние будет заметно как на уровне настройки и сбора согласия с аудитории, так и на уровне технического инвентаря. Виктория Сацута допускает, что площадки будут вводить решения, которые позволят показывать рекламу не по принципу сегментации аудитории.
Вероятно, в какой-то момент на сайты вернутся статичные баннеры «для всех» или возникнет какое-то новое технологическое решение – без использования cookies.
2. Отмена 3rd-party cookies со стороны Google Chrome.
Ранее над ограничением сбора 3rd-party cookies работали Apple и Microsoft – они предоставляют пользователям возможность отключить сбор cookies. С учетом того, что cookies ранее использовались для идентификации пользователя, повышения эффективности показов рекламы и аналитики, это не может не повлиять на рынок.
Маркетологам станет сложнее находить аудиторию на основе интересов. Особенно с учетом того, что именно Chrome – самый популярный браузер на территории Беларуси. По данным Similarweb, он занимает более 74% рынка.
В выигрыше окажутся площадки, которые могут определить интерес пользователя на своих данных, по поведению в определенных категориях: маркетплейсы, классифайды, тематические сайты и приложения.
В ближайшее время рынок будет наблюдать переход от таргетинга по аудиторным данным на таргетинг по алгоритмам искусственного интеллекта. Крупнейшие игроки рынка уже некоторое время инвестируют в это направление&
3. Изменения в законе о рекламе.
В январе приняты новые поправки в закон о рекламе, которые повлияют на рекламный рынок как в оффлайне, так и в онлайне.
Все площадки, которые размещают рекламу онлайн, будут обязаны до 12 июля зарегистрироваться в Реестре рекламораспространителей.
Пример. Раньше бренды могли покупать рекламу у любого блогера, который работает легально и платит налоги. Сейчас – только у тех блогеров, которые будут зарегистрированы в Реестре. Это временно сократит количество вариантов для размещения для рекламодателей. Но в итоге рынок перестроится.
Пока непонятно, как это повлияет на размещение рекламы белорусских рекламодателей в иностранных рекламных системах. Условно, должны ли будут Yandex, Google и другие проекты также зарегистрироваться в Реестре, чтобы там мог размещать рекламу белорусский бизнес? Здесь будем ждать разъяснений.
Из-за запрета на размещение рекламы некоторых видов услуг (например, обучения за рубежом) рекламодателям и рекламораспространителям нужно будет еще более внимательно относиться к размещению информации на сайте, в том числе при монетизации рекламных мест через рекламные сети.
Прогноз
Динамика рекламного рынка, будет зависеть от множества факторов, в том числе от экономической ситуации.
Можно сказать точно: на наш рынок приходят новые бренды техники, автомобилей, ритейл-бренды. Так или иначе, им нужно будет привлекать аудиторию, а значит, инвестировать рекламные бюджеты в продвижение на белорусском рынке.